Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

V ВѢКЪ

Проклъ, епископъ Кизическій († V в.)
Бесѣда, произнесенная въ присутствіи Несторія въ великой константинопольской церкви, о вочеловѣченіи Господа Нашего Іисуса Христа, о томъ, что Святая Дѣва Марія есть Богородица и что родившійся отъ Нея не есть Богъ только и не есть человѣкъ только, но Еммануилъ, который естъ вмѣстѣ Богъ и человѣкъ, неслитно и непреложно.

Нынѣшнее собраніе наше въ честь Пресвятой Дѣвы вызываетъ меня сказать, братія, слово хвалы. Настоящее торжество соединяется съ пользою для пришедшихъ сюда потому особенно, что совершается въ честь Пречистой Дѣвы; оно составляетъ похвалу женъ, славу ихъ пола, которую доставляетъ ему Та, которая въ одно время есть и Матерь и Дѣва. Вожделѣнное и чудное собраніе! Вотъ, для прославленія Дѣвы приводятъ людей и земля и море, одно мирно разстилая для кораблей хребетъ свой, другая невозбранно открывая пути для шествующихъ. Торжествуй природа, потому что воздается честь женѣ; ликуй родъ человѣческій, потому что прославляется дѣва. Идѣже бо умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Насъ собрала здѣсь Святая и Богородица Дѣва Марія, чистое Сокровище дѣвства, мысленный Рай втораго Адама, мѣсто гдѣ совершилось соединеніе естествъ, гдѣ утвердился совѣтъ о спасительномъ примиреніи; Чертогъ, въ которомъ Слово уневѣстило себѣ плоть; одушевленная Купина, которую не опалилъ огонь божественнаго рожденія; легкое Облако, носившее съ тѣломъ возсѣдящаго на херувимахъ; орошенное небеснымъ дождемъ чистѣйшее Руно, изъ котораго пастырь сдѣлалъ одежду для овцы; Раба и Матерь, Дѣва и Небо; Мостъ, по которому Богъ низошелъ къ человѣкамъ; изумительный ткальный Станъ божественнаго домостроительства, на которомъ неизъяснимо исткался хитонъ соединенія, котораго ткачемъ былъ Духъ Святый, художницею — сила свыше осѣнившая, для котораго волною было древнее кожаное препоясаніе Адама; основой была чистая плоть дѣвы, челнокомъ неизмѣримая благодать носившаго; художникъ слово, вошедшее чрезъ слухъ. Кто видѣлъ, кто слышалъ, чтобы обиталъ во чревѣ безпредѣльный Богъ, котораго небеса не вмѣщаютъ, котораго не ограничиваетъ чрево дѣвы.

Родившійся отъ жены не есть только Богъ и не есть только человѣкъ: этотъ родившійся содѣлалъ жену, древнюю дверь грѣха, дверію спасенія; гдѣ змій разлилъ свой ядъ, нашедши преслушаніе, тамъ Слово воздвигло для себя одушевленный Храмъ, вошедъ туда послушаніемъ; гдѣ возникъ первый грѣшникъ Каинъ, тамъ родился безсѣменно Искупитель человѣческаго рода Христосъ. Человѣколюбецъ не возгнушался родиться отъ жены, потому что это дѣло Его даровало жизнь. Онъ не подвергся нечистотѣ, вселившись въ утробу, которую Онъ самъ устроилъ изъятою отъ всякаго поврежденія. Если бы сія матерь не пребыла дѣвой, то Рожденный Ею былъ бы простой человѣкъ, и рожденіе не было бы чудесно. A такъ какъ Она и послѣ рожденія пребыла дѣвою, то кто же рожденный, какъ не Богъ? Неизъяснимо таинство, потому что Онъ родился неизъяснимымъ образомъ, Онъ, безпрепятственно прошедшій дверьми, когда они были заключены, въ которомъ Ѳома исповѣдуя соединеніе двухъ естествъ, воскликнулъ: Господь мой, и Богъ мой! (Іоан. 20, 28).

He считай, человѣкъ, этого рожденія унизительнымъ, когда оно для насъ сдѣлалось источникомъ спасенія. Если бы Онъ не родился отъ жены, то не умеръ бы; если бы не умеръ, то не упразднилъ бы своею смертію имущаго державу смерти, сирѣчь, діавола (Евр. 2, 14). Нѣтъ ничего безчестнаго для зодчаго жить въ домѣ, который онъ построилъ; глина не служитъ къ униженію горшечника, когда онъ устрояетъ изъ нея новый какой либо сосудъ. Такъ и святаго Божества не оскверняетъ рожденіе отъ дѣвическаго чрева; его самъ Богъ устроилъ, а потому, проходя имъ, Онъ не подвергъ себя нечистотѣ или униженію. О блаженное Чрево! въ тебѣ написана хартія всеобщаго избавленія. О чудная Утроба! въ тебѣ изковано оружіе противъ смерти. Благословенная Нива! въ тебѣ безсѣменно возросъ насадитель твари. О величествеыный Храмъ! въ тебѣ священномъ явился Богъ, который, не измѣняя своего естества, по милосердію къ намъ, облекся въ человѣчество и сталъ іереемъ, по чину Мельхиседекову (Псал. 109,4). Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14), хотя іудеи не вѣрятъ Господу, который сказалъ это. Богъ принялъ образъ человѣка, хотя еллины смѣются надъ этимъ чудомъ. Потому апостолъ Павелъ говоритъ, что Христосъ іудеомъ убо соблазнъ, еллиномъ же безуміе (1 Кор. 1, 23): они не познали силы таинства, потому что оно непостижимо уму. Аще бо быша разумѣли, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). Если бы Слово не вселялось во чрево, то плоть не возсѣла бы съ Нимъ на Божественномъ престолѣ. Если бы оскорбительно было для Бога войти въ утробу, которую Онъ создалъ, то бы и ангелы оскорблялись служеніемъ человѣку.

Тотъ, кто по своему естеству не подлежитъ страданіямъ, по милосердію къ намъ подвергъ себя многимъ страданіямъ. Мы вѣруемъ, что Христосъ не чрезъ постепенное восхожденіе къ Божественному естеству сдѣлался Богомъ, но, будучи Богъ, по своему милосердію сдѣлался человѣкомъ. He говоримъ: человѣкъ сдѣлался Богомъ; но исповѣдуемъ, что Богъ воплотился. Рабу свою избралъ для себя въ матерь Тотъ, кто по существу своему не имѣетъ матери, и кто, явясь по божественному домостроительству на землѣ, не имѣетъ здѣсь отца. Какъ одинъ и тотъ же есть и безъ отца и безъ матери, по слову апостола? (Евр. 7, 3). Если Онъ только человѣкъ, то Онъ не могъ быть безъ матери: и дѣйствительно, у Него есть мать. Если Онъ только Богъ, то Онъ не безъ отца: въ самомъ дѣлѣ, у Него есть Отецъ. Онъ не имѣетъ матери какъ Творецъ Богъ, не имѣетъ отца какъ человѣкъ.

Убѣдись въ этомъ самымъ именемъ архангела, благовѣстившаго Маріи. Ему имя Гавріилъ; чтó значитъ это имя? Выслушай и узнай; оно значитъ: Богъ и человѣкъ. Такъ какъ Тотъ, о комъ онъ благовѣствовалъ, есть Богъ и человѣкъ, то имя его предъуказывало на это чудо, дабы вѣрою принято было дѣло божественнаго домостроительства. Узнай причину пришествія въ міръ воплотившагося Бога и прославь Его силу. Родъ человѣческій грѣхами своими вошелъ въ большіе долги, и не находилъ никакихъ способовъ уплатить ихъ. Всѣ люди въ Адамѣ дали на себя рукописаніе въ грѣхѣ и діаволъ насъ сдѣлалъ своими рабами; употребляя немощное наше тѣло какъ рукописаніе, онъ напоминалъ намъ, что мы продали себя ему, и становясь предъ нами, онъ, лукавый изобрѣтатель страстей, указывалъ намъ на тотъ нашъ долгъ и требовалъ съ насъ уплаты его. Вслѣдствіе этого надлежало быть одному изъ двухъ: или всѣмъ подвергнуться смерти, на которую были мы осуждены, потому что всѣ согрѣшили; или для искупленія нашего должна быть дана такая цѣна, которою бы все требованіе уплачивалось вполнѣ. Какой нибудь человѣкъ не могъ уплатить его, потому что онъ самъ чрезъ грѣхъ былъ въ этомъ долгу; ни ангелъ не могъ искупить человѣческаго рода, потому что не находилъ столь великой платы. Необходимымъ оставалось, чтобы Богъ, непричастный грѣху, умеръ за согрѣшившихъ. Это одно средство для уничтоженія зла.

Что въ самомъ дѣлѣ совершилось? Тотъ, кто изъ небытія привелъ къ бытію весь міръ, Тотъ, который ничѣмъ не затрудняется въ раздаяніи щедротъ, открылъ вѣрнѣйшій способъ доставить жизнь осужденнымъ, и самымъ приличнымъ для себя образомъ разрушить смерть: Онъ дѣлается человѣкомъ, рождаясь отъ Дѣвы, образомъ, Ему самому только извѣстнымъ; потому что умъ не можетъ изъяснить для себя этого чуда. Онъ умираетъ тѣмъ, чтó въ Немъ есть рожденное, и совершаетъ искупленіе силою того, чтó въ Немъ есть всегда пребывающее. Объ этомъ говоритъ апостолъ Павелъ: о Немже имамы избавленіе кровію Его, и оставленіе прегрѣшеній (Ефес. 1, 7). Какое великое событіе! Доставилъ другимъ безсмертіе, потому что Самъ былъ безсмертный. Въ домостроительствѣ Божіемъ для спасенія людей не было, нѣтъ и не будетъ никого такого, кромѣ Его, родившагося отъ Дѣвы, Бога и человѣка. Для искупленія осужденныхъ Онъ имѣетъ въ себѣ цѣну не только соразмѣрную всему множеству ихъ, но и превышающую всякое количество. Въ отношеніи къ Отцу, какъ Сынъ, Онъ сохраняетъ неизмѣняемость по естеству, какъ Зиждитель, Онъ не имѣетъ недостатка въ всемогуществѣ; какъ Милосердый, Онъ показалъ безпредѣльную любовь къ людямъ; какъ Первосвященникъ, Онъ для ходатайства за другихъ имѣетъ все, чѣмъ утверждается вѣра въ Него. Всему этому ни равнаго ни даже близкаго не найдетъ никто, никогда, въ комъ либо другомъ. Разсуди, какъ велико Его человѣколюбіе: добровольно подвергши себя осужденію, Онъ разрушилъ смерть, владычествовавшую надъ распявшими Его; и беззаконіе убійцъ своихь обратилъ во спасеніе ихъ самихъ, поступившихъ беззаконно.

Такъ, спасти людей нельзя было простому человѣку, потому что всякій человѣкъ самъ имѣлъ нужду въ спасителѣ: вcu бо, говоритъ св. Павелъ, согрѣшиша, и лишени суть славы Божія (Рим. 3, 23). Такъ какъ грѣхъ подвергъ грѣшника власти діавола, а діаволъ подвергъ его смерти, то состояніе наше сдѣлалось крайне бѣдственнымъ; не было никакого способа избавиться отъ смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснѣе указать на немощи. Что они дѣлали? Когда видѣли, что болѣзнь превышаетъ искусство человѣческое, они съ небесъ призывали врача; одинъ говорилъ: Господи, преклони небеса и сниди (Псал. 143, 5); другой взывалъ: исцѣли мя, Господи, и исцѣлюся (Іер. 17, 14); воздвигни силу Твою и пріиди во еже спасти насъ (Псал. 79, 3). Иной: яко аще истинно вселится Богъ съ человѣки на земли (3 Цар. 8, 27)? Скоро да предварятъ ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахомъ зѣло (Псал. 78, 8). Другіе говорили: о лютѣ мнѣ душе, яко погибе благочестивый отъ земли, и исправляющаго въ человѣцѣхъ нѣсть (Мих. 7, 2). Боже въ помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися (Псал. 69, 1). Аще умедлитъ, потерпи ему, яко идый пріидетъ и не умедлитъ (Авв. 2, 3). Заблудихъ яко овча погибшее; взыщи раба Твоего, уповающаго на Тя (Псал. 118, 156). Богъ явѣ пріидетъ, Богъ нашъ, и не премолчитъ (Псал. 49. 3). Потому, Тотъ, кто по естеству есть Царь, не презрѣлъ естества человѣческаго, порабощеннаго лютой властью діавола; благосердый Богъ не попустилъ быть ему всегда подъ властію діавола: Присносущій пришелъ и далъ въ уплату Свою кровь; для искупленія рода человѣческаго отъ смерти, отдалъ Свое тѣло, которое принялъ отъ Дѣвы, свободилъ міръ отъ клятвы закона, уничтоживъ смерть Своею смертію. Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, восклицаетъ св. Павелъ.

Такъ знай, іудей, что Искупитель нашъ не есть простой человѣкъ, потому что весь родъ человѣческій порабощенъ грѣху; но также Онъ и не Богъ только, непричастный естества человѣческаго, каковымъ хочешь считатъ его ты, манихей: Онъ имѣлъ тѣло, потому что если бы Онъ въ меня не облекся, то и не спасъ бы меня. Но вселившись во чрево Дѣвы, Онъ облекся въ меня осужденнаго, и въ немъ — въ томъ чревѣ — совершилъ чудную мѣну: далъ Духа и принялъ тѣло, одинъ и тотъ же (пребывая) съ Дѣвою и (раждаясь) отъ Дѣвы. Одинъ (Духъ) осѣнялъ Ее; другой воплотился отъ Нея. Если бы Христосъ былъ кто либо особый, и Богъ Слово особый, то была бы уже не Троица, но четверица. He раздирай одежды домостроительства спасенія, свыше истканной; не принимай ученія Аріева: онъ нечестивый разсѣкаетъ существо; ты не раздѣляй соединеніе двухъ естествъ, дабы тебѣ не быть отлучену отъ Бога. Скажи мнѣ: Кто явился намъ, во тмѣ и сѣни смертнѣй сѣдящимъ (Лук. 1, 79)? Человѣкъ? Но какъ тотъ, кто самъ жилъ въ тьмѣ, могъ бы, какъ говоритъ св. Павелъ, избавить насъ отъ власти темныя (Кол. 1, 13)? такъ какъ Писаніе говоритъ о насъ: бѣсте бо иногда тма (Ефес. 5, 8). Итакъ, кто же Онъ, явившійся намъ? Пророкъ Давидъ указываетъ тебѣ въ сихъ словахъ: благословенъ Грядый во имя Господне (Псал. 117, 26). Но яснѣе скажи намъ, пророкъ, возгласи громче, не ослабляй своего голоса, какъ труба да прозвучитъ рѣчь твоя (Ис. 58, 1), скажи, кто Онъ? Господь Богъ воинствъ, говорить пророкъ; Богъ Господь и явися намъ (Псал. 117, 27). Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14): соединились два естества, и соединеніе пребыло неслитнымъ.

Онъ пришелъ спасти, но долженъ былъ и пострадать. Какъ могло быть то и другое вмѣстѣ? Простой человѣкъ не могъ спасти; а Богъ въ одномъ только своемъ естествѣ не могъ страдать. Какимъ же образомъ то и другое совершилось? Такъ, что Онъ, Еммануилъ пребывая Богомъ, сдѣлался и человѣкомъ, и то, чѣмъ Онъ былъ, спасло; a то, чѣмъ Онъ сдѣлался, страдало. Потому, когда Церковь увидѣла, что іудейское сонмище увѣнчало Его терніемъ, оплакивая буйство сонмища, говорила: дщери Сіони, изыдите и видите вѣнецъ, имъже вѣнча Его мати Его (Пѣсн. 3, 11). Онъ носилъ терновый вѣнецъ, и разрушилъ осужденіе на страданіе отъ тернія. Онъ одинъ и тотъ же былъ и въ лонѣ Отца и во чревѣ Дѣвы; одинъ и тотъ же на рукахъ матери и на крыліяхъ вѣтровъ (Псал. 103, 3); Онъ, которому покланялись ангелы, въ тоже время возлегалъ за столомъ съ мытарями. Ha Него серафимы не смѣли взирать, и въ тоже время Пилатъ дѣлалъ Ему допросъ. Онъ одинъ и тотъ же, котораго заушалъ рабъ и предъ которымъ трепетала вся тварь. Онъ пригвождался ко кресту и возсѣдалъ на престолѣ славы: полагался во гробъ и простиралъ небо какъ кожу (Псал. 103, 2); причисленъ былъ къ мертвымъ и упразднилъ адъ; здѣсь на землѣ клеветали на Него, какъ обманщика, тамъ на небѣ воздавали Ему славу, какъ святѣйшему. Какое непостижимое таинство! Вижу чудеса, и исповѣдую, что Онъ Богъ; вижу страданія, и не могу огрицать, что Онъ человѣкъ. Еммануилъ отверзъ двери природы, какъ человѣкъ, и сохранилъ невредимыми ключи дѣвства, какъ Богъ; изшелъ изъ утробы также, какъ вошелъ чрезъ слухъ; одинаково и родился и зачался: безстрастно вошелъ, безъ истлѣнія вышелъ, какъ объ этомъ говоритъ пророкъ Іезекіиль: обрати мя на путь вратъ святыхъ внѣшнихъ, зрящихъ на востоки: и сія бяху затворена, и рече Господь ко мнѣ: сыне человѣчь, сія врата заключенна будутъ, и не отверзутся, и никтоже пройдетъ ими, яко Господь Богъ израилевъ, Онъ единъ, внидетъ и изыдетъ, и будутъ заключенна (Іез. 44, 1-2). Вотъ ясное указаніе на Святую Дѣву и Богородицу Марію. Да прекратится всякое противорѣчіе и Священное Писаніе да просвѣтитъ наше разумѣніе, дабы намъ получить и царство небесное во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ первый. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1859. – С. 311-322.

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online