Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

VI-X ВѢКЪ

Игуменъ Ѳеофанъ († IX в.)
Слово объ изгнаніи святаго Никифора и о перенесеніи его мощей
.

1. Весьма многія по различнымъ поводамъ и въ разныя времена, среди разныхъ народовъ и въ различныхъ городахъ совершены были для дивнаго проявленія величайшей силы Божіей преславныя дѣянія, коими явно укрѣплялось истинное познаніе Его, какъ и въ псалмахъ поется: день дни отрыгаетъ глаголъ и нощь нощи возвѣщаетъ разумъ (Псал. 18, 3). Этими словами хотя указуется на вѣчную силу Божію, которая всѣхъ и весь міръ сохраняетъ и управляетъ, но ими обозначается также и то, что превосходнаго и дивнаго совершено и въ наши времена тою же божественною Силою, которая своею досточудною властію все направляетъ и устрояетъ. Не въ одномъ мѣстѣ, не среди малаго и презираемаго народа проявляются дары благъ ея, но явно и всюду и особенно на избранномъ клирѣ Христовомъ, который справедливо у апостола Петра называется родомъ избраннымъ, царскимъ священіемъ, людьми снабдѣнія (1 Петр. 2, 9). Такъ какъ великія дѣла требуютъ и искуснѣйшихъ повѣствователей, обладающихъ силою слова для ихъ изложенія, чтобы неискусною простоватостію рѣчи не умалялось величіе ихъ: то я, страдая бѣдностію слова, сильно страшился приступать къ написанію; однако не могъ не послушаться усильныхъ просьбъ со стороны тѣхъ, которые увѣщевали меня взять на себя это дѣло. Итакъ, уповая на благоволеніе Бога, Который обогащаетъ способностью рѣчи, приступаю къ писанію въ надеждѣ на благосклонность и въ увѣренности, что мнѣ поможетъ своими молитвами и рѣчь мою направитъ божественный отецъ Никифоръ, который является предметомъ нашего слова.

2. Во то время какъ дѣла наши обстояли прекрасно и велись съ пользою и достоинствомъ, когда единомысліе царило въ Церкви и, отвергнувъ всѣ нечестивыя и странныя ученія, какъ заслуживающія проклятія злодѣянія и преступленія, обратило въ ничто все пустословіе еретиковъ, — браздами царства правилъ Никифоръ [1], а священную каѳедру царствующаго града занималъ Никифоръ, который подобно постоянно блещущему свѣтилу весь міръ озарялъ лучами своихъ добродѣтелей. Въ то время единство существа начальной и блаженной Троицы, два естества въ единомъ лицѣ Бога-Слова, облекшагося плотію, и двѣ воли были уже ясно опредѣлены и провозглашены въ свое время составившимися соборами, и, по осужденіи и отверженіи противныхъ ученій, душеполезное употребленіе священныхъ иконъ, изначала установленное и непрерывно передававшееся, благолѣпно и благопристойно существовало во всѣхъ церквахъ до тѣхъ поръ, пока не было подъ водительствомъ Духа Божія подтверждено опредѣленіями святыхъ отцевъ, составившихъ соборъ [2].

3. Послѣ же того какъ умеръ императоръ Никифоръ съ сыномъ своимъ [3] и управленіе царствомъ перешло къ зятю его Михаилу [4], подъ львинымъ именемъ свирѣпо злобствуя, завладѣлъ имъ жестокій и лютый Левъ, родомъ Армянинъ, который одновременно умышлялъ и отпаденіе отъ Бога и нескрываемое насиліе противъ царя, у коего былъ въ чести. Все случилось, какъ онъ думалъ, ибо силою присвоилъ себѣ царство [5]. Впрочемъ не въ иномъ чемъ долго проявлялъ онъ власть свою, какъ въ томъ, что дерзностно поднялъ войну противъ насъ и употреблялъ всѣ усилія и искусство для уничтоженія честныхъ иконъ. На это неистовство и безуміе онъ постыдно подвигался демонами, которые руководили имъ, бреднями ложныхъ предвѣщаній и ненадежными обѣщаніями долголѣтія.

4. Довести это нечестивое и дерзкое злоумышленіе свое до желаннаго конца онъ надѣялся только при условіи удаленія съ священной каѳедры славнаго вождя Церкви, далекаго отъ всякой укоризны, правила правой вѣры — Никифора, такъ чтобы ему (царю) можно было сдѣлать Церковь оплотомъ своего зловѣрія и, при отсутствіи всякихъ попытокъ сопротивленія его намѣреніямъ, безпрепятственно направить все согласно своимъ взглядамъ и взглядамъ тѣхъ, которые его одобряли. Въ первое время онъ старался искусно и коварно увлечь его (патріарха) на сторону своихъ взглядовъ, притворяясь почитателемъ праваго ученія. Но когда мудрѣйшій и искуснѣйшій во всемъ божественномъ мужъ сей во многихъ бесѣдахъ какъ изреченіями св. Писанія, такъ и ссылкою на давность обычая доказалъ употребленіе священныхъ иконъ и однако не могъ отклонить надменнаго мужа отъ его замысла, тогда хитрость, которая прежде скрывалась, вышла наружу, ибо проявлялъ нравъ звѣря, имя коего носилъ. Итакъ, подобно ужасному вепрю или свирѣпому льву и разъяренному звѣрю, закрывъ уши свои отъ спасительныхъ доказательствъ учителя, какъ змѣя отъ очарованій, ничѣмъ не убѣждался и все упорнѣе безумствовалъ.

5. Итакъ, укрѣпляемый ревностію къ благочестію и вышнею помощію мужъ сей, коего имя происходитъ отъ слова побѣда [6], называвшійся Никифоромъ, смѣло направляется противъ нечестія и тирана, защитника нечестія, и собравъ первенствовавшихъ среди священныхъ лицъ мужей (архіереевъ), прославленныхъ ученіемъ и жизнію, которые готовы были ратовать за благочестіе, обличаетъ, хотя и тщетно, съ общаго согласія неправо поступающаго царя и осуждаетъ его, какъ хулителя Бога и врага всего божественнаго. Этимъ дерзкій тотъ и надменный вынужденъ былъ тотчасъ открыть свое лицемѣріе, которое прежде скрывалъ, извергнуть свои тайные умыслы, какъ бы какую матерію, истекающую отъ разстройства испорченныхъ соковъ его, или родить безобразный и недозрѣлый плодъ. Итакъ, съ тиранническою дерзостію изгнавъ славнѣйшаго патріарха съ его каѳедры, заставилъ его жить въ ссылкѣ, не постыдившись, не говоря уже о чемъ другомъ, того, что чрезъ возложеніе его рукъ (чего бы не должно было быть) получилъ корону царства. Вѣроятно, что попавъ на скользкій путь паденія и тиранніи, вмѣстѣ съ благочестіемъ потерялъ онъ благоразуміе, разсудительность и умъ. Такъ начались непристойныя дѣянія его нечестія и дерзости.

6. Патріархъ же, какъ ученикъ миротворца Учителя, удалился изъ Церкви, скорбя и плача о томъ, что съ отшествіемъ своимъ онъ оставляетъ непорочную невѣсту, врученную ему Богомъ, печальною и воздыхающею. Вмѣстѣ съ тѣмъ наставлялъ онъ народъ и стадо свое приличествующими обстоятельствамъ рѣчами хранить вѣру неповрежденною въ союзѣ мира. А тотъ (царь), безумствуя и воспаляясь яростію, всѣми силами старался преслѣдовать благочестіе и, недовольствуясь тѣмъ, что сдѣлалъ съ божественнымъ патріархомъ, знаки злобы своей, достойные плача и сокрушенія, проявлялъ и въ отношеніи ко многимъ. Всѣхъ тѣхъ, которые, держась праваго и истиннаго ученія, были единомысленны съ учителемъ, первенствовавшихъ среди священниковъ, монаховъ и знатнѣйшихъ изъ народа лицъ, какъ мужей такъ и женъ, подвергалъ онъ невыносимымъ наказаніямъ и мученіямъ. Одни изъ нихъ были истязуемы жестокими побоями и пытками; другіе были мучимы голодомъ и жаждою въ долгихъ заключеніяхъ; многіе безъ всякой надежды на помилованіе посылались въ изгнаніе; немало людей лишилось имущества за то только, что прележали благочестію; нѣкоторые же, какъ есть слухъ, подвергались даже тайному убіенію. Нѣкоторые сановники и высокопоставленныя лица, также священники, монахи и прочіе изъ народа, частію увлеченные просьбами, присоединялись къ нему, а частію падали по страху, невѣжеству и изъ желанія почестей; но большинство пребывали твердыми и непреклонными въ вѣрѣ.

7. Въ то время священную каѳедру царственнаго града святотатственно занимали, по порядку одинъ послѣ другого, три противника истиннаго пастыря: Ѳеодотъ [7], Антоній [8] и Іоаннъ [9]. Какъ хищные волки, они повсюду пожирали и раздирали Церковь. И въ другихъ мѣстахъ и городахъ для управленія церквами поставлены были служители того же ученія, вожди неискусные, ничего не стоющіе люди. Нечестиво и неразумно поддерживая проклятое и ненавистное опредѣленіе своей секты, они пытались всѣми средствами вывести употребленіе иконъ, чтобы, какъ это было съ ними самими, не осталось никакого слѣда ихъ въ томъ, что представляло видъ или облекшагося плотію Бога Слова, или Пресвятой Богородицы, или небесныхъ ангеловъ, или прочихъ святыхъ и праведниковъ. И было весьма противно и тяжело видѣть, какъ всюду священные храмы невѣжественными и проклятыми людьми лишались своего благолѣпія и старинныхъ украшеній.

8. И это господство нечестія навлекло величайшія бѣдствія, все привело въ замѣшательство, ниспровергло и поддерживалось царскою властію не въ теченіе малаго или короткаго времени, а въ продолженіе почти тридцати лѣтъ [10]. Изъ нихъ божественный отецъ Никифоръ проведши четырнадцать лѣтъ въ изгнаніи, отъ сей смертной жизни отошелъ въ безсмертную и погребенъ былъ вблизи храма святаго мученика Ѳеодора въ монастырѣ, который самъ онъ выстроилъ съ основанія. Въ этомъ монастырѣ во время изгнанія онъ проводилъ благочестивую и священную жизнь, прилежно воздѣлывалъ и очищалъ упражненіями въ добродѣтели душу свою, содѣлалъ себя чистымъ храмомъ Бога и всего божественнаго, ибо уподобился ангеламъ и добродѣтелями своими украшалъ достоинства и монашеской и первосвященнической жизни.

9. Доселѣ мы вспоминали, какимъ образомъ блаженнѣйшій Никифоръ, какъ искуснѣйшій кормчій, мудро справлялъ церковную должность, — какъ честностію жизни и превосходствомъ ученія всѣ мысли и душу праведно устремлялъ къ благочестію, держалъ всегда тихое теченіе въ отношеніи ко всему, что касается вѣры, и соблюдалъ законныя постановленія власти гражданской; — какимъ образомъ ненависть, которая обычно поноситъ правду, возбуждаемая завистію, не перенося видѣть стадо Христово возрастающимъ и украшеннымъ нѣкіими прекраснѣйшими установленіями, возбудила царя Льва, погибельнаго врага своей души, измышленіемъ новшествъ въ области религіи возстать на Бога, поносить всячески вещи священныя и божественныя и, наконецъ, изгнать съ священной каѳедры сего божественнаго мужа и отправить его въ ссылку, гдѣ онъ, украшая добродѣтелями и созерцаніями духъ свой и пребывая съ Богомъ, прекрасно и блаженно провелъ жизнь свою. Теперь же, когда божественный Промыслъ, который обращаетъ сѣнь смерти въ утренній блескъ и мракъ въ свѣтъ, сокрушеніе и печаль измѣнилъ въ радость и веселіе, — время намъ въ остальной части рѣчи кратко показать, какимъ образомъ священное тѣло его было перенесено въ царствующій градъ, ибо именно о семъ мы задумали говорить преимущественно, хотя и задержались на другихъ достопамятныхъ предметахъ.

10. Послѣ того какъ со смертію Ѳеофила [11] власть перешла къ супругѣ его Ѳеодорѣ и сыну ихъ Михаилу [12], тогда еще юношѣ, эта жена проявила великое усердіе и заботы о благочестіи. По истинѣ надѣленная даромъ Божіимъ, какъ и имя ея показываетъ [13], изъ всѣхъ славныхъ и великихъ дѣяній, за которыя похваляютъ властителей, она не считала лучшимъ (для того), чтобы прочнѣе укрѣпить свою власть или показать мужескую твердость въ женскомъ лицѣ, ни одного, какъ снискать благоволеніе Божіе благочестіемъ и почтеніемъ къ религіи. Это же не могло случиться никакимъ инымъ путемъ легче и удобнѣе, какъ прекращеніемъ смуты, давно вздымавшейся въ Церкви, и оздоровленіемъ части ея, пораженной болѣзнію, такъ чтобы тѣ, которые духовно чуждались другъ друга, примирились и мыслили одинаково и такимъ образомъ чтобы, съ объединеніемъ всѣхъ и водвореніемъ одинаковаго образа мыслей, истинная и пречистая вѣра, основываясь на ученіи апостоловъ и отцевъ, какъ на прочномъ фундаментѣ, была хранима твердой и непоколебимой, — а чрезъ это въ концѣ концевъ чтобы правленіе царствомъ было для нея (царицы) легкимъ и посильнымъ.

11. И такъ, когда эта великая духомъ и сильная умомъ царица рѣшила это въ своемъ сердцѣ и мудро разсудила, сообщивъ о дѣлѣ правителямъ и сановникамъ, приглашаетъ съ ними и выдающихся изъ монаховъ и предлагаетъ имъ вопросъ о возстановленіи иконъ. Когда она увидѣла, что всѣ мыслятъ одинаково, давно уже желаютъ этого и душевно страдаютъ по причинѣ измѣненія религіи въ этомъ предметѣ (иконопочитаніи), она потребовала, чтобы истину подтвердили свидѣтельствами отцевъ, которыя нашли въ разныхъ книгахъ, и велѣла, чтобы во дворцѣ составилось предварительное общее церковное собраніе, и чтобы оно какъ можно открытѣе вело бесѣды съ народомъ объ этомъ предметѣ. Стеклось такое множество, что невозможно обнять его числомъ. Сошлись не только тѣ, которые сохранили мысль свою здравою во времена нечестія, но также многіе и изъ тѣхъ, которые мыслили одинаково съ врагами истины и которые были избраны ими для священнодѣйствія и управленія церквами. Тотчасъ, измѣнивъ опредѣленіе, предали анаѳемѣ тѣхъ, которые боролись съ иконами.

12. При видѣ столь быстраго и неожиданнаго переворота въ дѣлахъ, Іоаннъ, нечестиво исправлявшій въ то время должность первосвященника, пораженный изумленіемъ и помраченіемъ ума, едва удержался, чтобы не наложить на себя рукъ и не лишить себя жизни, ибо онъ былъ главою и вершиною этого нечестія. Такъ какъ онъ мыслилъ нечестиво и прежде пользовался большимъ вліяніемъ на императора, то при помощи лжи и ухищреній, безстыдно и неразумно предпринятыхъ, онъ увлекалъ его въ бездну нечестія. Когда же онъ за позорныя дѣянія, которыя допустилъ въ отношеніи къ Богу, съ общаго согласія опредѣленіемъ великихъ царей и всего собранія церковнаго былъ съ позоромъ свергнутъ съ священной каѳедры, тогда избранъ былъ съ одобренія всѣхъ сановниковъ и получилъ священную каѳедру царствующаго града Меѳодій, мужъ хорошо извѣстный жизнію и ученіемъ, перенесшій за истину и вѣру многіе подвиги и долгую ссылку и возвративішйся изъ нея изумученнымъ побоями и долгимъ заключеніемъ.

13. Тогда второй Никейскій богоизбранный вселенскій соборъ, состоявшійся, благодаря усердію царицы Ирины, получившей имя отъ мира (Εἰρήνη), и великаго и блаженнѣйшаго патріарха Тарасія, по достоинству получилъ прочный авторитетъ и силу, ибо всѣ приняли то, что на немъ подъ водительствомъ Божіимъ опредѣлено было. Тогда всѣ церкви восприняли вновь и вездѣ свое благолѣпіе и были украшены блескомъ честныхъ иконъ; и по изверженіи тѣхъ, которые ихъ преступно преслѣдовали, въ сихъ (церквахъ) были поставлены іереи и вожди, преданные православію.

14. Спустя четыре года [14], святѣйшій Меѳодій, явно вдохновленный божественнымъ Духомъ, благовременно и мудро увѣщевалъ божественную царицу Ѳеодору, что не совмѣстимо съ достоинствомъ власти и государства, чтобы оставался въ небреженіи честнѣйшій и славный между патріархами Никифоръ, изгнанный съ священной каѳедры за защиту славной и пречистой вѣры и умершій въ столь долгой ссылкѣ, и что всемѣрно слѣдуетъ позаботиться, чтобы божественные останки были перенесены въ столицу. Иначе, говорилъ онъ, намъ не избѣжать грѣха неблагодарности, если даже послѣ смерти мы будемъ оставлять его въ ссылкѣ, какъ бы справедливо осужденнаго, особенно когда мы знаемъ, что тѣ, которые были изъ рода Іосифа, удостоились похвалы за то, что почти четыреста лѣтъ спустя кости праотца вынесли изъ Египта въ землю Ханаанскую. Если это такъ, то неужели мы, сыны благочестія, потерпимъ долѣе быть лишенными присутствія того отца, божественнымъ ученіемъ котораго мы вскормлены? И этотъ царственный градъ, превосходящій всѣ города подсолнечной, желаетъ (имѣть) священные останки своего вождя и пастыря, чтобы благочестиво хранить и чтить ихъ. Пусть снова насладится присутствіемъ своего жениха церковь его возлюбленная; и если несправедливою царскою рукою она была лишена его живого, то пусть обниметъ съ соизволенія царицы, почитательницы пастыря, тѣло мертваго. Видишь, съ какимъ безпримѣрнымъ рвеніемъ народъ этотъ, который чрезъ тебя безмятежно успокоился въ истинной вѣрѣ, желаетъ въ душѣ слышать голосъ его даже послѣ смерти? И если только народъ увидитъ, что гробница его перенесена къ нему, то будетъ думать, что принимаетъ его живымъ, и сокроетъ и сохранитъ его, какъ бы нѣкое драгоцѣннѣйшее сокровище». Славная царица скоро и охотно согласилась съ этими просьбами и увѣщаніями, «ибо это, оказала она, будетъ памятно всему потомству въ честь и мнѣ и дѣтямъ моимъ».

15. Тогда священный предстоятель столицы съ священниками, монахами и всѣмъ народомъ отправляется въ храмъ св. Ѳеодора, въ коемъ почивали полные благодати останки его, и облобызавъ ихъ съ любовію и слезами, обратился къ самому святому, какъ бы живому, съ такою рѣчью: «О, мужъ блаженнѣйшій, обремененный такими же трудами и горестями, какъ святой Іоаннъ Златоустъ, отличавшійся тою же ревностію по вѣрѣ и свободою слова, одинаково лишенный каѳедры, наказанный ссылкой и тридцать три года проведшій въ изгнаніи живымъ и мертвымъ, нынѣ возвратись къ намъ возлюбленнымъ твоимъ и, изшедъ отсюда, пріиди домой, чтобы тебя съ радостію, какъ прежде, принялъ преданнѣйшій народъ твой. Съ тобою при жизни боролся отступившій отъ Бога императоръ и тебя неразумно изгналъ изъ церкви, но онъ понесъ достойное наказаніе за свою ярость, жалкой кончиной лишенъ царства и жизни и заплатилъ должное за свою дерзость. Нынѣ цари, возлюбленные Богомъ за благочестіе, мертвому (тебѣ) возвращаютъ церковь, которую они, какъ сыны, рожденные чрезъ евангеліе, составляютъ со мною не имѣющею скверны и порока — именно такою, какою ты оставилъ ее, украсивъ и утвердивъ своими уставами. Воззри и виждь собравшихся сыновъ твоихъ, пришедшихъ изъ окрестностей, тогда какъ остальные ждутъ вдали твоего къ нимъ возвращенія. Не оставляй ихъ, подобно сиротамъ, въ огорченіи твоимъ отсутствіемъ. Пусть градъ твой вмѣсто драгоцѣннаго дара имѣетъ твою блаженную гробницу, которою украшаясь болѣе, чѣмъ полнотою власти, да прославляется онъ и да радуется».

16. Прося о семъ растроганнымъ голосомъ, святѣйшій патріархъ Меѳодій, совершивъ всенощное пѣніе псалмовъ и таинственное жертвоприношеніе съ вѣрнымъ народомъ, изъялъ изъ могилы преславное тѣло, которое въ теченіе девятнадцати лѣтъ пребывало цѣлымъ и нетлѣннымъ. Положенное имъ въ гробницу и подъятое руками священниковъ съ свѣчами и безпрерывнымъ пѣніемъ псалмовъ, оно было перенесено на приготовленный для него корабль. Когда оно переплыло море и приблизилось къ берегу города, на встрѣчу ему вышли — Михаилъ юноша, Божіимъ промышленіемъ императоръ, важнѣйшіе вельможи, патриціи и прочіе граждане, радостные со свѣчами въ рукахъ и, взявъ съ вѣрою и почтеніемъ на плечи свои драгоцѣнную ту гробницу, отправились къ Великой Церкви (Софіи), изъ коей, лишенный первосвященническаго сана, былъ онъ изгнанъ.

17. Отсюда снова при постоянномъ дневномъ и ночномъ пѣніи псалмовъ со всевозможными свѣтильниками, принеся его чрезъ средину города, поставили въ храмѣ св. Апостоловъ. Стеченіе народа — мужчинъ и женщинъ всѣхъ возрастовъ было такъ велико, что невозможно исчислить. Тѣснились въ притворахъ и проходахъ и повсюду чрезъ силу достигали выхода, такъ что хотя много бывало торжествъ въ разныя времена въ честь императоровъ и іерарховъ, однако ни одно изъ нихъ не можетъ сравниться съ этимъ. Нѣкоторые на пути, одержимые злыми духами, когда были сдавлены другими, выкрикивали брань и проклятіе; нѣкоторые изъ нихъ были исцѣлены имъ. Итакъ, едва избѣжавъ народной давки, священное тѣло славнаго патріарха, по совершеніи святыхъ таинъ Божіихъ, было положено въ славномъ храмѣ Апостоловъ [15] въ гробницѣ, недавно устроенной руками самого Меѳодія, въ третій день иды Марта [16], въ каковой день онъ былъ отправленъ и въ ссылку, такъ что онъ (день) достопамятенъ обоими этими событіями.

18. Мы же, о, святѣйшій изъ отцевъ, краса священныхъ глашатаевъ, удостоившіеся имѣть тебя земнымъ согражданиномъ и небеснымъ предстателемъ предъ Богомъ, съ любовію приступаемъ къ гробницѣ твоей и, объемля ее со всякимъ почтеніемъ, возсылаемъ къ тебѣ эти слова: о, высочайшихъ и сокровеннѣйшихъ таинъ надзиратель и созерцатель! о славою божественнаго явленія и блеска за чистоту души обильно осіянный! о, участникъ общества патріарховъ и первосвященниковъ, который и именемъ и дѣломъ вмѣстѣ съ ними получилъ побѣдную награду и славу за то, что превозмогъ опасности и огорченія! пріими благосклонно вѣру и любовь къ тебѣ чистаго сердца и съ своей стороны вознеси чистыя и непорочныя молитвы за насъ къ Богу, дабы Церковь святая пребывала въ мирѣ и вѣра сохранялась неповрежденною. Непрестанно направляй къ намъ благоволеніе Божіе и насъ, читающихъ пріятнѣйшіе памятники, прекраснѣйшія наставленія ко спасенію, оставленныя тобою въ разныхъ книгахъ, сохраняй твердыми и стойкими въ правомъ ученіи и непоколебимыми при всѣхъ перемѣнахъ времени, дабы свято по примѣру твоему проводить всю остальную жизнь нашу, благоугождать Богу и наслѣдовать блага, обѣщанныя праведникамъ, по милосердію и дару Того, Кто не презрѣлъ ради насъ содѣлаться человѣкомъ и явиться облеченнымъ плотію, Христа Бога нашего, Коему честь и поклоненіе со безначальнымъ Отцемъ и божественнымъ Духомъ, единосущнымъ Имъ и виновникомъ жизни, во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Никифоръ 802-811.
[2] Седьмой вселенскій.
[3] Ставракіемъ, который былъ императоромъ нѣсколько мѣсяцевъ 811 г.
[4] Императоръ Михаилъ I-й 811-813 г.
[5] Императоръ Левъ V Армянинъ былъ коронованъ 11 іюля 813 г.
[6] Νιϰηϕόρος = νίϰη + ϕέρω = побѣдоносецъ.
[7] Патріархъ Ѳеодотъ I занималъ каѳедру съ апрѣля 815-го до начала 821-го года.
[8] Антоній I съ 821-го до половины 836-го года.
[9] Іоаннъ VII Грамматикъ съ половины 836-го до февраля-марта 842-го года.
[10] Со вступленія Льва V на престолъ въ 813 г. до возстановленія православія въ 842 г. при Ѳеодорѣ.
[11] Императоръ Ѳеофилъ съ октября 829 г. по 20 января 842-го года.
[12] Михаилъ III съ 842 г. сначала съ матерью Ѳеодорою до 859 г., а потомъ одинъ до сентября 867 г.
[13] Θεοδώρα = Θεός + δῶρον = Божій даръ.
[14] Т. е. въ 846 г.
[15] Въ храмѣ св. апостоловъ погребались цари и патріархи.
[16] Т. е. 13-го Марта.

Печатается по изданію: Творенiя святаго отца нашего Никифора, архiеп. Константинопольскаго. Часть первая. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 87-100. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 65.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online