Василий Васильевич Болотов Василий Васильевич Болотов Тексты: О рескрипте Траяна. О дате рождения Христа. Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня (Мень закончил работу над текстом к 1985 г. и распространял словарь в самиздате; после его смерти фонд Меня много лет ведет работу над переработкой текста, готовя его к публикации) К досье Меня Б’ОЛОТОВ Василий Васильевич (1853-1900), рус. правосл. историк Церкви. Род. в с. Кравотынь Тверской губ. Окончил Осташковское духовное уч-ще и Тверскую ДС, а затем СПб.ДА (1879). Еще в студенч. годы поражал всех «изумительным знанием Свящ. Писания и свободным чтением по латинскому, греческому, немецкому и французскому тексту». Знал евр., сир., араб. и др. древние языки. Магистерская дисс. Б. «Учение Оригена о Святой Троице» (СПб., 1879) была защищена в 1879 и явилась настоящим событием в рус. церк.-историч. науке. Б. был профессором древней церк. истории в СПб.ДА. «Как профессор и лектор В.В. поражал своих слушателей способностью и прямо искусством живого, творческого художественного воспроизведения прошлой жизни». Его труд был поистине подвижническим, а кончина — кончиной праведника («Христос идет» — были его предсмертные слова). По словам *Тураева, друга и коллеги Б., он поднял уровень науки в академии на новую ступень. Посмертно изданные его «Лекции по истории древней Церкви» (СПб., 1907-18, т.1-4) стали классич. образцом правосл. и одновременно строго науч. метода исследования. В этом труде Б. не рассматривал апостольский период, считая его частью библ. науки, однако посвятил этому времени две работы. Одна из них — «День и год мученической кончины св. евангелиста Марка» (СПб., 1893, вып.4). Привлекая данные египтологии, Б. сумел датировать свидетельство древнего текста о ев. Марке и установил, что его смерть последовала 3 апреля 63. Работа эта имеет большое значение, поскольку сведения о начале христианства в Египте весьма скудны. Той же эпохе посвящена его изданная посмертно статья «Гонение на христиан при Нероне» (Спб., 1903). К ветхозав. тематике относится работа Б. «Валтасар и Дарий мидянин. Опыт решения экзегетической проблемы» (СПб., 1896), к-рая затрагивает одну из труднейших хронологич. проблем ВЗ. Б. в этой работе поставил вопрос о расхождениях между свидетельствами 1-й Кн. Ездры и древневост. памятников (к-рые связывают падение Вавилона с именем Кира) и данными Кн.Даниила, согласно к-рым вавилонского царя Валтасара сменил «Дарий мидянин». Не располагая тогда в достаточном объеме материалом по древневост. археологии, Б. не мог решить этого вопроса, но рассмотрел его с исчерпывающей для того времени полнотой. l Б р и л л и а н т о в А.И., Проф. В. В. Б.: Биографич. очерк, СПб., 1910; М а к а р о в с к и й А., Подвижник церк. науки: К 100-летию со дня рождения проф. В.В.Б., ЖМП, 1954, № 1; Материалы к «Богословскому словарю», БТ, сб. 28, 1987, с. 350; *М е л и о р а н с к и й Б.М., В.В.Б. (Некролог), «Визант. временник», 1900, вып. 3; *С о л о в ь е в В.С., В. В. Б.: (Некролог), Собр. соч., СПб., 19132, т. 9; *Т у р а е в Б.А., В. В. Б., ЖМНП, 1900, № 8. Биогр. очерк А.И.Сидорова. Р. 31.12.1853. Сын нищей поповны, бывшей замужем за дьячком Осташковского собора. Отец утонул за полтора года до рождения сына в Селигере, загоняя стадо гусей. Вернулась в родное село Кравотынь. Унаследовал от матери фотографическую память -- ничего не мог забыть. С детства книжник, посещая осташковскую синагогу, выучил еврейский, вообще способности к языкам. С юности признан был всеми как "знайка", причем без возмущения. Целомудренен: "Всегда ровный, всегда приветливый, всегда готовый побеседовать и рассказать что-либо, никогда не куривший и не пивший ни водки, ни вина, и в то же время всегда находившийся среди товарищей, позволявших себе иногда слова и действия не одобрительные ... он невольно всех располгаал в свою пользу. Ни от кого он не сторонился, никому не сказал слова порицания или осуждения. Напротив, показывая вид, что ничего не видит и не слышит, он шутил, цитировал Гомера, Цицерона, припоминал какие-либо случаи из своей жизни и, вообще говоря, и сам благодушествовал и других заставлял благодушествовать" (XVII). Кандидатская и магистерская об Оригене. Превосходство было столь несомненно, что после смерти Чельцова в марте 1878 Болотова, студента третьего курса, делают профессором в обход преподовавшего у Болотова же латынь А.И.Садова -- но при этом отношения с Садовым не испортились. Доктора получил по совокупности. Членкор.27.5.1899 умерла его мать, через десять месяцев он сам, вопреки ожиданию докторов. аскет. Скрытен. Bene vixit, qui bene latuit. Не любил петь в храме, но долгие службы отстаивал все. Жил в скромной двухкомнатной квартире, набитой книгами. Ум. 5.4.1900. Последние слова: "Христос идет, Бог идет. Иду ко Христу" - ВРХД, 168, с. 118. Был в комиссии по календарной реформе - резко против реформы. Вызвал скандал защитой филиокве как теологумена. 1888 - перевод на итальянский его брошюры об Эфиопии и скандал вокруг. Сидоров: теологумена не существует, а догматы динамичны, учение Паламы - догмат (!: "Но и на православном Востоке "догмат" (в его "динамическом аспекте") отнюдь не оставался в некоей стабильной неподвижности, иначе бы Константинопольские соборы 1341 и 1351 гг. не подвели черту под исихастскими спорами и не вынесли догматических определений, утверждающих полную православность учения св. Григория Паламы. Отсюда вытекает и ненужность понятия "теологуменон": "богословские мнения" святых отцов, признгаваемые Церковью, как бы "кристаллизуются" в "догмат" (хотя бывает, что некоторые из этих мнений отвергаются), Момент такой окончательной "кристаллизации" не всегда улавливается нашим взором: здесь происходит своего рода "диалектический скачок", который не сразу фиксируется "статикой понятий". Так произошло и с догматом об исхождении Святого Духа". C. XXXIV. Сидоров попрекает Болотова, что тот считает Церковь организацией, не тождественной Царству Божию - впал в прелесть позитивизма. Цитатки из Новоселова и Мансурова. О Болотове историк А.Мусин;