ЖИТИЕ И ПРЕДАНИЯ АВВЫ
ДАНИИЛА
(кон. VI
в.)
Оп.: Жития
византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. –
с. 112-125. Пер. С.Поляковой.
(Текст
переведен по изданию: Clugnet. Vie et de l'abbe Daniel. Revue de
l'Orient Chretien. Paris, 1900, V.)
О камнесечце Евлогии
Авва 1
Даниил, пресвитер 2
Скита, случился в Фиваиде 3 вместе с одним учеником
своим. И на возвратном пути они плыли по реке и приблизились к
какому-то селению: старец велел морякам остановиться здесь. И старец
говорит: “Сегодня мы останемся тут”. Ученик его стал роптать,
говоря: “До каких пор мы будем скитаться с места на место? Вернемся
в Скит”. Старец отвечает: “Нет. Сегодня останемся тут”. И посреди
селения того собрались странники. Брат говорит старцу: “Разве Богу
угодно, чтобы мы сидели [376]
здесь как собратья их? Пойдем хотя в часовню”. Старец
говорит: “Нет. Я буду сидеть здесь”. И они просидели там до позднего
вечера. И брат начал воинствовать против аввы, сказав: “Из-за тебя я
помру”. Когда они так препирались между собой, пришел какой-то
старец мирянин высокого роста, совсем седой, весьма древний годами,
с вершей в руках. 4
Увидев авву Даниила, он обнял его и стал со слезами лобзать стопы
его; приветствовал он и ученика аввы и говорит им:
“Приказывайте”.
Старец этот держал также факел и обходил улицы того
селения в поисках странников. И вот, взяв авву Даниила, и ученика
его, и остальных странных, которых встретил, он привел их в дом свой
и налил воду в чан, и омыл ноги ученика и старца. Ни в доме у себя,
ни где в ином каком месте не имел он никого близкого, кроме единого
Бога. И поставил перед ними стол, а когда они поели, бросил
оставшиеся куски псам, бывшим в этом селении. Ибо таков был его
обычай, и от вечера до раннего утра он не отпускал от себя ни единой
души. Старец уединился с аввой, и до самого рассвета они сидели и со
слезами вели душеспасительную беседу. Поутру, обнявшись, старцы
расстались.
На дороге ученик поклонился авве Даниилу, говоря:
“Сделай милость, отец, скажи, кто этот старец и откуда он тебе
знаком?”. А авва не пожелал ответить. Брат снова поклонился, говоря:
“Ты ведь многое что поверял мне, почему же не поверяешь на сей
раз?”. Авва не пожелал рассказать ему о старце, так что брат
опечалился и не говорил с аввой до самого Скита. [377]
Вернувшись в свою келию, брат не подал старцу
поесть, как обычно, в одиннадцатом часу, а старец соблюдал это время
трапезы во все дни жизни своей.
Когда наступил вечер, старец взошел в келию этого
брата и говорит ему: “Почему, дитя, ты заставил отца своего умирать
с голоду?”. Тот отвечает: “У меня нет отца. А если б был, он любил
бы свое дитя”. Авва говорит: “Дай мне поесть” — и берется за дверь,
чтобы открыть ее и выйти, но брат успевает удержать авву и лобызает
его, и говорит: “Жив Господь, не пущу тебя, если не скажешь мне, кто
тот старец”. Брат не мог видеть, чтобы авва был чем-нибудь опечален,
ибо весьма любил его.
Тогда старец говорит: “Приготовь мне немного
поесть, и скажу”. И, когда старец кончил есть, он говорит брату:
“Учись склонять голову, ибо из-за речей твоих в той деревне я не
хотел тебе ничего поведать. Смотри, не повторяй того, о чем сейчас
услышишь. Старец тот зовется Евлогием, по ремеслу он камнесечец.
Каждодневно от трудов рук своих он получает один кератий 5 и до вечера ничего не ест.
А вечером возвращается в деревню и приводит в дом свой всех
странников, которых встречает, и кормит их, а что останется,
бросает, как ты видел, псам. С самой юности своей и по сей день он
камнесечец. В его сто, если не более, лет Бог дарует ему силу
молодого, и каждодневно вплоть до сего дня он зарабатывает свой
кератий.
Когда мне не было и сорока лет, я пришел в эту
деревню, чтобы продать рукоделие свое, а вечером явился он и,
пригласив, по своему обычаю, [378]
меня и бывших со мною братьев, принял нас в доме
своем.
Побывав там и увидев добродетель старца, я стал по
неделям поститься, прося Бога даровать ему более денег, дабы
возможно было Евлогию благодетельствовать многих. После трех седмиц
поста я лежал едва живой от воздержания и вот вижу, как некто,
похожий на святителя, подходит ко мне и говорит: „Что с тобой такое,
Даниил?". И я говорю ему: „Я обещал Христу, владыка, не есть хлеба,
пока не услышит молитвы моей об Евлогии-камнесечце и не пошлет ему
богатство, дабы возможно ему было благодетельствовать многих". А он
говорит мне: „Нет. С него достаточно". Я отвечаю: „Недостаточно. Дай
ему больше, чтобы через него все славили святое твое имя". А он
отвечает мне: „Говорю тебе, что с него достаточно. Если хочешь,
чтобы я добавил, стань поручителем за душу его, что она не
соблазнится, если Евлогий разбогатеет, и тогда добавлю". Я говорю к
нему: „Из рук моих взыщи душу его". 6
И чудится мне, будто мы в церкви во имя Святого
Воскресения, и младенец сидит на пречестном камне, и справа от него
стоит Евлогий. И младенец посылает ко мне одного из стоящих вокруг
него и говорит мне: „Ты поручитель за Евлогия?". Я отвечаю: „Да,
владыка". И снова он говорит: „Скажите ему, что я спрошу за
поручительство". И я говорю: „Знаю, владыка. Только умножь дары свои
Евлогию".
И тут я вижу, как двое каких-то мужей полными
пригоршнями мечут в пазуху Евлогия монеты, и все, что они бросали,
оставалось в ее [379] складках.
Пробудившись, я понял, что молитва моя услышана, и восславил Бога.
Евлогий же, придя к месту, где он обычно трудился, ударяет по
какой-то скале и слышит, что внутри она полая, и находит небольшое
углубление, и снова ударяет, и видит набитую монетами пещеру.
Удивившись, он говорит в душе своей: „Деньги эти положены
израильтянами. Что делать? Если я принесу их в деревню, об этом
узнает архонт, 7 он
заберет деньги и мне будет несдобровать. 8 Разумнее уйти в места, где
меня никто не знает". И, наняв мулов будто бы для перевозки камней,
он ночью свез деньги к реке и оставил свое доброе ремесло
странноприимства, которым каждодневно занимался, и, сев на корабль,
прибыл в Византии.
Тогда царствовал Юстин, дядя Юстиниана. 9 Евлогий дает много денег
императору и вельможам его, чтобы стать эпархом священного претория.
10 И он купил большой
дом, который вплоть до сегодняшнего дня зовется египетским. Спустя
два года я снова вижу во сне того младенца в церкви во имя
Воскресения и говорю в душе своей: „А где Евлогий?". И немного
спустя при моих глазах какой-то эфиоп влечет Евлогия прочь от
младенца. Пробудившись, я говорю в своей душе: „Горе мне, грешному.
Что я наделал? Сгубил свою душу". И, взяв суму свою, я пошел в
селение, чтобы продать свое рукоделие и дождаться обычного прихода
Евлогия. Но и поздним вечером никто не подошел ко мне. И тогда я
встаю и прошу одну старицу, говоря ей: „Амма, 11 достань для меня три
хлебца, потому что я сегодня не ел". Она говорит: „Ладно" — и пошла,
и принесла мне немного поесть, и дала эту [380] еду, и преподала мне духовное
назидание, говоря: „Тебе не ведомо, что монашеский чин требует
воздержания во всем", и многие другие назидания. И я говорю ей: „Что
ты мне присоветуешь сделать, ибо я пришел продать свое рукоделие?".
Она мне сказала: „Хочешь продать свой товар, не приходи в селение
так поздно, хочешь быть монахом, иди в Скит". Я говорю ей: „Право,
прости меня, но нет ли в этой деревне богобоязненного человека,
который покоил бы странных?". Она в ответ: „Что ты сказал, почтенный
авва? У нас тут был один камнесечец, который много
благодетельствовал странных. И Бог, увидев дела его, воздал ему, и
теперь он стал патрикий". 12
Услышав ее слова, я говорю в душе своей: „Я повинен
во всем". И, сев на корабль, отправляюсь в Византий. И спрашиваю,
где тут дом египтянина. Мне его показывают, и я сажусь у ворот в
ожидании, когда Евлогий выйдет. И вижу его в великой роскоши, и
кричу ему: „Будь добр, я что-то хочу тебе сказать". Евлогий не
обратил на меня внимания, а люди из его свиты стали бить меня. И
опять, растолкав их, я подошел, и снова они били меня. Так я делал
четыре седмицы и не смог поговорить с Евлогием. Тогда, отчаявшись, я
ушел и пал перед дверьми храма Богородицы, и в слезах говорю:
„Господи, разреши меня от поручительства моего за этого человека,
иначе я вернусь в мир". Говоря так в мыслях своих, я впал в дрему, и
привиделось мне, будто поднялось великое смятение и люди закричали:
„Идет Владычица". И перед ней шли мириады мириад и тысячи тысяч. И я
вскричал, сказав: „Смилуйся надо мной". Она остановилась и [381] говорит мне: „Что у тебя?". Я
говорю ей: „Я поручился за Евлогия эпарха. Разреши меня от этого
поручительства". Она сказала: „Не мое это дело. Как хочешь, выполни
свое поручительство". Пробудившись, я говорю в своем сердце: „Пусть
я умру, но не отойду от ворот". И когда эпарх вышел, я закричал. Тут
ко мне подбегает привратник и бьет меня до тех пор, пока все мое
тело не покрывается ранами. Тогда, отчаявшись, я говорю в душе
своей: „Пойду в Скит, если будет Ему угодно, Бог спасет Евлогия". Я
отправился в гавань, нашел александрийский корабль и взошел на него,
чтобы добраться до монастыря. Едва взошедши, я с отчаяния лег и вижу
во сне, будто снова стою в церкви во имя Святого Воскресения, и
младенец тот сидит на священном камне и гневно смотрит на меня, так
что я от страха перед ним дрожу как лист и не могу произнести слова,
ибо сердце мое оцепенело. Младенец говорит мне: „Ты не оправдал
своего поручительства". И приказывает двоим из окружавших его
повесить меня со связанными за спиной руками, а мне говорит: „Не
ручайся превыше возможного для тебя и не перечь Богу". Но я висел и
не мог произнести слова. И вот раздался глас: „Идет Владычица". И,
увидев ее, я исполнился смелости и тихо говорю ей: „Смилуйся надо
мной, Владычица мира". Она говорит: „Что тебе вновь надо?". Я говорю
ей: „Я терплю кару, ибо поручился за Евлогия". Она говорит мне: „Я
заступлюсь за тебя". Я вижу, что она отошла и припала к ногам того
младенца. И младенец говорит мне: „Больше не делай так". Я говорю:
„Не буду, владыка. Я просил того ради, чтобы от Евлогия была польза
людям. [382] Прости прегрешение
мое". И по велению младенца меня освобождают. „Ступай в свой
монастырь, а я, не бойся, возвращу Евлогия к прежней жизни его". И,
пробудившись, я тотчас возликовал великим ликованием, ибо
освободился от своего поручительства, и отплыл, благодаря
Господа.
Три месяца спустя услышал я, что император Юстин
умер и воцарился Юстиниан. И восстают на него Ипат, Дексикрит,
Помпий и эпарх Евлогий. 13 Трое из них были казнены,
и все их имущество расхищено; достояние Евлогия тоже было расхищено,
а сам он ночью тайно ото всех покинул Константинополь. Император
приказывает убить Евлогия, где бы его ни нашли. И тогда он бежит в
свою деревню и переодевается в одежду, какую носят поселяне.
И вся деревня сходится посмотреть на него, и люди
говорят ему: „Мы слышали, что ты теперь патрикий". И он отвечает:
„Будь это я, я бы знал вас. Есть другой Евлогий родом отсюда, а я
ходил в святые места".
И он опамятовался и говорит себе: „Смиренный
Евлогий, очнись, возьми свой молот и веди меня. Нет ведь здесь
царских палат, и ничто тебе не вскружит голову". И, взяв свой молот,
он пошел к скале, где был клад, и, трудившись до шестого часа,
ничего не нашел, и стал вспоминать о яствах, о своей свите, о
прельщениях тех, и снова стал говорить в душе своей: „Пробуди меня,
ибо вновь я в Египте". И мало-помалу святой младенец и Владычица
Богородица вернули его к прежней жизни, ибо Бог справедлив и не
забыл ему прежних совершенных трудов. [383]
Несколько времени спустя случился я в той деревне,
и, гляди, вечером он пришел и повел меня с собой по обычаю своему.
И, едва увидев его, я стал вздыхать и со слезами сказал: „Как велики
дела Твои, Господи, 14
все Ты устроил премудро. Кто Бог так великий, как Бог наш, 15 из праха подъемлет Он
бедного, из брения возвышает нищего? Унижает и возвышает. 16 Кто может исследить чудеса
Твои, Господи Боже?". 17 Я, грешный, попытался и
едва не обрек аду душу свою. Принеся воды, Евлогий по обыкновению
омыл ноги мои и поставил предо мной стол. И, когда мы поели, я
говорю ему: „Как живешь, авва Евлогий?". Он отвечает: „Помолись обо
мне, авва, ибо я нищ и пусты руки мои". А я сказал ему: „О, лучше б
тебе было не владеть тем, чем ты владел!". Он говорит мне: „Почему,
почтенный авва? Когда я чем тебя обидел?". Я говорю: „Чем только не
обидел!". Тогда я все рассказал ему. Мы оба заплакали, и он говорит
мне: „Помолись, чтобы Бог послал мне богатство, ибо отныне не
согрешу". А я говорю ему: „Право, дитя, не жди, чтобы Господь, пока
ты в мире этом, доверил тебе больше кератия". И, смотри, в течение
столького времени Бог каждодневно давал ему выручить кератий.
Вот я и рассказал тебе, откуда знаю Евлогия. А ты
не говори никому”.
Это поверил авва Даниил ученику своему, после того
как они ушли из Фиваиды. Должно дивиться человеколюбию Божиему,
тому, как в краткое время для блага того мужа Он высоко вознес его и
столь же потом унизил. Помолимся же, чтобы познали смирение,
убоявшись Господа и Спасителя [384]
нашего Иисуса Христа, и сподобились милости пред Страшным
судилищем Его по молитвам и заступничеству Владычицы нашей
Богородицы Приснодевы Марии и всех святых. Аминь!
10
Житие святого Андроника и жены его Афанасии
Жил в великой Антиохии один золотых дел мастер по
имени Андроник. Он взял в жены некую Афанасию, и подлинно в
сообразии с именем 18
стала она бессмертной благодаря делам своим. Андроник был весьма
богобоязнен и исполнен добродеяний. Супруги владели большим
богатством и все свое достояние разделили на две части — одна была
предназначена нищим и монашествующим, а вторая — для уплаты подати и
для своих нужд. У них было двое детей: сын, которого назвали
Иоанном, и дочь, нареченная Марией. И они предуставили себе не
сходиться больше друг с другом и всецело предаться трудам и делам
милосердия.
В один из дней блаженная Афанасия вошла в дом
взглянуть на детей своих и застала их сильно занемогшими, и,
напугавшись, легла вместе с ними на постелю, и обняла их. Андроник,
войдя и застав ее там, начал пенять ей, зачем она спит. Афанасия
сказала: “Не сердись, господин мой, ибо дети наши занемогли”.
Прикоснувшись к ним, он убедился, что дети в жару, и со стенанием
отошел, говоря: “Да будет воля Божия”. И удалился из города, чтобы
помолиться в храме во имя святого Юлиана. [385]
В середине дня Андроник слышит плач и крики в доме
своем и, прибежав, видит, что оба ребенка его умерли. И, войдя в
домашнюю молельню, он пал перед образом Спасителя, говоря: “Наг я
вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. 19 Господь дал, Господь взял.
Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне
благословенно отныне и вовеки”. Жена же его просила себе смерти.
Сошлась немалая толпа, чтобы схоронить детей Андроника и Афанасии, и
снесли их на кладбище, и положили рядом с родителями Андроника при
храме во имя святого мученика Юлиана.
Среди ночи блаженной Афанасии, спавшей в храме во
имя святого Юлиана, этот мученик предстал во сне в образе монаха и
говорит к ней: “Зачем тревожишь покоящихся здесь?”. Она сказала:
“Господин, не огорчайся на меня, ибо я в горе. Ведь сегодня я
схоронила здесь разом обоих своих детей”. Мученик говорит к ней:
“Сколько лет им было?”. Она сказала: “Двенадцать лет одному, а
другому десять”. Он говорит ей: “Зачем же ты плачешь по ним? Лучше
бы оплакивала свои грехи! Ибо, говорю тебе, как естество
человеческое требует пищи, так и младенцы в Судный день 20 просят себе у Христа благ
грядущей жизни со словами: „Неумытный Судия, Ты лишил нас земных
радостей, не лиши и Небесных"”. Эти слова подвигли Афанасию
претворить печаль в радость, и она говорит: “Зачем я плачу, если
дети мои обитают Небеса?”. И, оборотившись, стала искать явившегося
ей монаха, и не нашла, и зовет привратника, и говорит ему: “Где
авва, который вошел сюда?”. Тот отвечает: “Видишь, двери заперты, а
[386] говоришь: „Где тот, кто
только что вошел сюда?"”. И он понял, что Афанасии было видение.
Афанасия в страхе ушла в дом свой и рассказала о том, что видела,
Андронику. И говорит ему: “Право, господин мой, когда дети наши были
еще живы, я хотела тебе это сказать, но боялась, а теперь скажу,
если тебе угодно выслушать меня. Отпусти меня в монастырь, чтобы мне
оплакать грехи свои”. Андроник говорит ей: “За седмицу обдумай
решение свое, и, если не отступишь от него, мы об этом поговорим”.
Она пришла снова и повторила то же самое. Тогда блаженный Андроник
зовет своего тестя и вверяет ему все их имущество, говоря: “Мы
уходим на моление в святые места. Если нас пристигнет смерть, ради
Бога, распорядись имением этим и, прошу тебя, сотвори благо душе
своей — учреди больницу и странноприимный дом для монахов”. И он
освободил рабов своих и рабынь, и дал каждому долю от имущества, и,
взяв с собой немного добра и двух мулов, ночью вместе с женой своей
ушел из города. Блаженная Афанасия, издали взглянув на дом свой,
подняла глаза к небу и сказала: “Бог, рекший Аврааму и Сарре: „Пойди
из земли твоей, от родства твоего", 21 Сам путеводи нас в страхе
Твоем. Ибо вот мы оставили дом наш открытым ради Твоего имени; не
закрывай перед нами двери Царствия Твоего”. И оба пошли прочь в
слезах. Достигши святых мест, они поклонились им, посетили многих
отцов и вступили в александрийский храм во имя святого Мины. Около
девятого часа блаженный Андроник видит, как один мирянин ссорится с
монахом, и говорит мирянину: “За что ты обижаешь авву?”. [387] Мирянин отвечает: “Владыка, он
нанял у меня мула, и я говорю ему: „Сейчас отправимся в Скит, чтобы
нам, свершив весь путь ночью, к шестому часу утра добраться до
места, а он не хочет"”. Блаженный Андроник говорит: “Есть у тебя еще
один мул?”. Мирянин отвечает: “Да”. Блаженный Андроник говорит ему:
“Сбегай, приведи мула — я его у тебя нанимаю, потому что тоже
направляюсь в Скит”. Андроник говорит жене своей: “Побудь здесь в
храме святого Мины, пока я схожу в Скит, чтобы получить
благословение отцов, и вернусь”. Блаженная Афанасия говорит ему:
“Возьми меня с собой”. Андроник отвечает: “Женщине нельзя ходить
туда”. Она со слезами говорит ему: “Ты ответишь перед святым Миной,
если останешься там, пока не устроишь меня в монастырь”. И они
обнялись, и Андроник отправился в Скит, и, поклонившись отцам,
услышал об авве Данииле. Уйдя из Скита, с великим трудом он свиделся
с аввой Даниилом и все поведал старцу. И старец говорит: “Ступай и
приведи жену свою, и я дам тебе письмо, и ты отдашь жену в
Тавенниский монастырь, 22 что в Фиваиде”. Андроник
сделал по слову его и привел жену свою к старцу, и они услышали от
него слово спасения. И он написал в Тавенниский монастырь, и
отпустил их. Когда Андроник воротился, старец дал ему монашескую
одежду, наставив его в иноческом житии. И Андроник оставался у него
двенадцать лет. По их прошествии он попросил старца отпустить его в
святые места. Тот, помолившись за Андроника, отпустил его. На пути
своем туда Андроник присел под деревом отдохнуть от зноя (это было
[388] в Египте), и, гляди, по
строению Божию в мужском платье идет жена его, ибо и она
направлялась в святые места. И они приветствовали друг друга.
Голубка признала супруга своего, а ему как же было признать ее,
когда вся красота Афанасии увяла и женщина стала черна, как эфиоп?!
И вот она говорит ему: “Куда направляешься, авва?”. Он отвечает: “В
святые места”. Опять она говорит: “И я направляюсь туда; пойдем
вместе, но не будем разговаривать друг с другом, будто идем врозь”.
Он сказал: “Как тебе угодно”. Афанасия говорит ему: “Не ученик ли ты
аввы Даниила?”. Андроник отвечает: “Да”.— “А звать тебя не
Андроником?”.— “Андроником”,— отвечает он. Афанасия сказала:
“Молитвы старца будут сопутствовать нам”. Андроник говорит:
“Аминь”.
Поклонившись святым местам, они возвратились в
Александрию, и авва Афанасий говорит авве Андронику: “Хочешь, будем
жить в одной келий?”. И тот говорит: “Да, но вперед хочу получить
благословение старца”. Авва Афанасий говорит: “Ступай, я буду
ожидать тебя в монастыре на 18-й миле, 23 и, если вернешься, как и
прежде на пути, будем наблюдать молчание. А если старец не одобрит
этого, не приходи. Я останусь в обители на 18-й миле”. Андроник,
вернувшись, в страхе Божием провел с Афанасией еще двенадцать лет и
не признал ее.
Часто посещал их старец и вел с ними спасительные
для души беседы. И вот однажды он побыл у них, и уже простился, и
отправился восвояси, но не успел дойти до монастыря святого Мины,
как его догнал авва Андроник, говоря: “Авва [389] Афанасий отходит к Господу”. И,
возвратившись, старец видит, что тот отходит. Авва Афанасий начал
плакать, а старец говорит ему: “Почему, вместо того чтобы радоваться
своему отшествию ко Христу, ты плачешь?”. Тот отвечает: “Я плачу
только из-за аввы Андроника. Но окажи милость: когда схоронишь меня
и в головах у меня найдешь таблички, 24 прочитай их и вручи авве
Андронику”. После молитвы авва Афанасий приобщился и почил во
Господе. Пришли обрядить его и увидели, что авва Афанасий — женщина,
и это стало известно всей лавре. Старец велел созвать отцов из Скита
и из внутренней пустыни: сошлись все монахи из александрийских лавр
и собрались все жители города. И скитские монахи по обычаю явились в
белых одеждах и с ветвями. И понесли хоронить честные останки
блаженной Афанасии, славя Бога, даровавшего женщине столь великую
стойкость. И старец оставался там седмицу после кончины блаженной
Афанасии. По скончании ее он пожелал взять с собой Андроника, но тот
не согласился идти, говоря: “Я окончу жизнь там, где и госпожа
моя”.
И снова старец, попрощавшись, удалился, и, прежде
чем достиг монастыря во имя святого Мины, его догнал какой-то брат,
говоря: “Авва Андроник отходит”. И снова старец велел созвать
монахов из Скита, говоря: “Проводите авву Андроника”. А они пришли,
и застали его живым, и получили от него благословение, и он почил в
мире.
И великая распря случилась между отцами из
монастыря на 18-й миле и из Скита: скитские иноки говорили, что
это-де наш брат, и мы возьмем [390]
останки его в Скит, чтобы молитвы святого обороняли нас.
Так же говорили и монахи обители на 18-й миле, что мы-де схороним
его вместе с сестрой. Но монахов из Скита было больше. Архимандрит
обители на 18-й миле говорит: “Сделаем по слову старца”. А старец
сказал, чтобы Андроник был схоронен в обители на 18-й миле. Иноки
Скита не желали его слушать, говоря: “Старец уже выше мирского и
всякой распри, мы же моложе и поэтому хотим мощей брата; довольно,
что мы отдали авву Афанасия”. Старец, видя, что поднимается великое
смятение, говорит братьям: “Раз вы не слушаете меня, я останусь
здесь, и меня похоронят с моими детьми”. Тогда все успокоились.
Андроника схоронили и говорят старцу: “Вернемся в Скит”. И он
сказал: “Дайте мне пробыть здесь седмицу после смерти брата”,— и они
не стали перечить.
Помолимся, чтобы нам по молитвам святых достичь
добродетели аввы Афанасия и аввы Андроника. Аминь.
Комментарии
*Все ново- и ветхозаветные цитаты даются в
синодальном переводе.
1. Авва — “отец”. На христианском Востоке
так называли настоятелей монастырей или известных своей мудростью и
благочестием старцев-подвижников.
2. Пресвитер — вторая степень священства;
сан, соответствующий священническому.
3. Фиваида — область Верхнего Египта.
4. ...с вершей в руках.—
Так как Евлогий не был рыбаком, верша в его руках имеет, очевидно,
символический характер: ведь, увидев будущих апостолов Петра и
Андрея, занятых рыбной ловлей, Христос говорит им, что сделает
братьев “ловцами человеков” (Матф. 4, 19), и они идут за ним.
5. Кератий — византийская серебряная
монета, равная 1/24 номисмы.
6. Из рук моих взыщи душу его.—
Ср. Быт. 9,5.
7. Архонт — термин обозначал начальника;
им мог быть чиновник и даже крупный собственник.
8. ...мне будет
несдобровать.— Евлогий опасается за себя, так как найденный
клад, согласно действующему праву, ему следовало сдать фиску.
9. Юстин, дядя Юстиниана — Юстин I,
византийский император (518—527).
10. Эпарх священного претория
— имеется в виду префект претория, глава гражданского
управления, ближайший помощник императора в этой сфере его
деятельности.
11. Амма — женское
соответствие слову “авва” — см. примеч. 1.
12. Патрикий — один из высших титулов
византийской табели о рангах.
13. И восстают на него Ипат,
Дексикрит, Помпий и эпарх Евлогий.— Агиограф подразумевает
участников восстания Ника (532 г.), но неправильно передает их
имена. Ипатий и Помпей, племянники императора Анастасия, принимавшие
участие в восстании (Ипатий был даже коронован), очевидно,
скрываются под Ипатом и Помпием; Дексикрита и Евлогия другие
источники не упоминают.
14. Как велики дела Твои,
Господи...— Пс. 91 (92), 5;
15. Кто Бог так великий, как
Бог наш...— Пс. 76, 14;
16. ...из праха подъемлет Он
бедного, из брения возвышает нищего? Унижает и возвышает.— I
Царств. 2, 7—8;
17. Кто может исследить чудеса
Твои, Господи Боже? — Ср. Сирах. 18, 6. Речь автора представляет
собой мозаику из ветхозаветных цитат.
18. Афанасия — по-гречески
бессмертная.
19. Наг я вышел из чрева матери моей...—
Иов 1, 21.
20. Судный день —
подразумевается Страшный суд в последние дни мира, когда, согласно
христианским верованиям, Христос будет судить людей, чтобы
определить участь грешников и праведников, и умершие восстанут перед
ним из могил.
21. Пойди из земли твоей, от родства
твоего...— Быт. 12, 1.
22. Тавенниский монастырь —
имеется в виду женский Тавенниский монастырь, расположенный вблизи
Сиены (Египет) и, подобно мужскому Тавеннискому монастырю, известный
своим строгим уставом.
23. 18-я миля — местность вблизи
Александрии (Египет).
24. Таблички — греки писали на внутренней
стороне складывающихся навощенных
табличек. |