Житие преподобного отца нашего МОИСЕЯ УГРИНА (память двадцать шестого июля) Более всего привык нечестивый враг воздвигать брань на людей нечистою блудною страстью, потому человек, омраченный этою нечистою скверною, пе- рестает во всех своих делах взирать на Бога, так как только чистые сердцем Бога узрят (Матф.5,8). Блаженный отец наш Моисей, совершая подвиги в этой брани больше иных, злопострадал,как настоящий воин Христов пока до конца не победил силу нечистого врага и не оставил нам примера для подражания. О нем сообщается следующее. Известно о блаженном Моисее,что он был родом из Угрин (Венгрии),любимец благоверного,святого князя и российского страстотерпца Бориса (память 2 мая и 24 июля). Он служил князю вместе с братом своим Георгием, которого, когда он защищая своим телом своего господина, упал на него,убили при реке Аль- те (приток Трубежа, впадающего в Днепр) вместе со святым Борисом (в 1015 году),воины безбожного Свя- тополка; они отрезали ему и голову из-за золотой гривны (ожерелье носившееся на шее, впоследствии монета), которую возложил на него святый Борис. Блаженный Моисей один избавился от смерти и пришел к Предиславе, сестре Ярослава, в Киев и пребывал там, укрываясь от Святополка, и усердно молился Богу пока не прибыл благочестивый князь Ярослав, побуждаемый жалостью к убиенным братьям, и победил безбожного Святополка (в 1017 году). Когда же Святополк, убежал к Ляхам (в Польшу),вер- нулся с Болеславом и изгнал Ярослава, а сам стал княжить в Киеве (с 1018 года),тогда Болеслав,возв- ращаясь в свое княжество, взял с собой в плен двух сестер Ярослава и многих его бояр, а в том числе последних и блаженного Моисея, которого заковали по рукам и по ногам в тяжелые железные оковы и крепко стерегли, ибо он выделялся сильным сложени- ем и красивым лицем. В Ляшской земле увидела его одна женщина, бла- городная, красивая и молодая, имевшая большое бо- гатство и великую власть; муж ее, отправившись с Болеславом не вернулся, потому что был убит в сра- жении. Эта женщина заметив красоту преподобного, возгорелась к нему плотской похотью и начала обольщать его, убеждая такими словами: -О,человек! Зачем ты переносишь такие мучения, имея выход, благодаря которому мог бы ты изба- виться оков и страдания?! -Богу так угодно,- ответствовал Моисей. -Если ты мне покоришься,- продолжала женщина,-я избавлю тебя и сделаю известным во всей земле ля- хов и будешь обладать мною и моими владениями. Блаженный же, понимая ее нечистое вожделение, возразил ей: -Кто из мужей, послушавшись жены, изменил к лучшему когда нибудь свое положение? Первосоздан- ный Адам, послушавшись жены, был изгнан из рая. Самсон, превосходивший всех силою и победивший це- лое войско, женщиною был предан иноплеменникам. Соломон, постигший глубину премудрости, повинуясь женщине, поклонился идолам. Ирод, одержавший мно- го побед, угождая жене, отсек голову Иоанну Пред- тече. И так, каким образом я стану свободным, сде- лавшись рабом женщины, которую я не познал со дня рождения (соблюдил нерушимое свое девство)? -Я тебя выкуплю,- говорила она,- сделаю знаме- нитым, поставлю господином над всем моим домом и желаю иметь тебя своим мужем, только ты исполни мою волю; ибо нет силы видеть твою красоту, бес- смысленно погибающею. -Будь уверена,- обратился к ней блаженный Мо- исей,- что я не исполню твоей воли и не желаю ни господства над тобою, ни богатства; выше всего этого для меня душевная и телесная чистота. Да не погублю пятилетнего подвига, то есть мучительный уз, которые Господь определил мне незаслуженно терпеть, за что надеюсь избавиться мук вечных. Тогда женщина та, видя, что может лишиться та- кой красоты, перешла к другому дьявольскому реше- нию, размыслив, что, если выкупит его, то он вся- чески, хотя бы насильно, покорится ей. Итак она послала к тому владельцу, у которого святый был в плену, чтобы он взял с нее, сколько хочет, только пусть продаст Моисея. А тот, видя удобный случай приобрести богатство, взял с нее почти 1000 золо- тых, а Моисея передал ей. Жена та, получив власть над ним, без всякого стыда влекла его на неподоб- ное дело. Освободив от оков, она одела его в доро- гое платье, кормила изысканными кушаньями, и по- хотливо обнимала его, понуждала к соитию. Блажен- ный же Моисей, видя неистовство женщины, еще более прилежал молитве и посту, предпочитая из угождения Богу сухой хлеб и воду, но с чистотою, дорогим яствам и вину, но со скверною. И тотчас же совлек- ши с себя красивые одежды он подобно Иосифу, избе- жал греха (Быт.39), ни во что поставив удовольст- вие мира сего. Посрамленная женщина пришла в такую ярость, что задумала уморить блаженного голодом, ввергнув его в темницу. Бог же, дающий пищу всяко- му созданию, который некогда питал Илию в пустыне (3 Цар.17), также Павла Фивейского (память 15 ян- варя) и многих иных рабов Своих, уповающих на не- го, не оставил и сего блаженного; в самом деле, один из рабов той же женщины, склоненный Богом к милости тайно приносил Моисею пищу. А другие уго- варивали его: -Брат Моисей, что мешает тебе жениться? Ты еще молод, а эта вдова жила с мужем всего один год и красивее других женщин; богатству ее нет числа. Значение ее в этой земле Ляхов очень велико, так что если бы она захотела, то и князь бы не погну- шался ею, а ты, пленник и раб, не хочешь сделаться ее господином?! Если ты скажешь, что хочешь нару- шить заповеди Христовой, то не говорил ли Христос в Евангелии: посему оставит человек отца и мать и прилепиться к жене, и будут два одною плотью. Так же и Апостол: лучше вступить в брак, нежели разжи- гаться. Он же говорит и о вдовицах: Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак. Ты же не да- вал монашеского обета, но свободен от него. Зачем же ты предаешься мучениям злым и тяжелым и так страдаешь? Если тебе приключиться и смерть в таком бедственном состоянии, какую получишь похвалу? В самом деле, кто из праведников, как Авраам, Исаак, Иаков, гнушался жен. Никто кроме теперешних черно- ризцев. Иосиф раб убежал от жены, но после и он взял себе жену (Быт.41,45). Да и ты, если живой уйдешь от сей жены, после (как думаешь) также сам себе отыщешь жену. И кто не посмеется над твоим неразумением? Лучше тебе покориться жене этой,сде- латься свободным и господином над всем домом ее. Блаженный же Моисей отвечал им: -Истинно, братие и добрые друзья мои, вы хорошо мне советуете. Понимаю так, что предлагаете мне слова, злейшие из нашептанных змеем Еве в раю: вы понуждаете меня покориться этой жене, но ни в ка- ком случае я не приму вашего совета; если мне слу- читься и умереть в оковах и тяжких муках, то я ожидаю за это от Бога многообразной милости, и если много праведников спаслось с женами, я греш- ный один не могу спастись с женою. Да, если бы и Иосиф повиновался вначале жене Пентефрия, то пос- ле, когда взял себе жену, не царствовал бы в Егип- те. Видел же его прежнее терпение, Бог даровал ему египетское царство; поэтому он был прославляем в роды родов, как целомудренный, хотя и прижил де- тей. А я не желаю египетского царства и еще менее господствовать и быть высокостоящим в земле Ляхов и пользоваться честью далеко во всей Русской зем- ле, но все это прозрел ради небесного царства. По- этому то, если я выйду живым из рук этой женщины, то никакой другой жены искать не буду, но (если Богу угодно будет)сделаюсь черноризцем. Что сказал Христос в Евангелии: И всякий, кто оставит домы, и братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследуют жизнь вечную (Матф.19,29). Христа ли больше послушать или вас? Апостол еще говорит: Неженатый заботится о Господнем, как уго- дить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1Кор.7,32.33). Итак спрашиваю вас: для кого надобно больше работать - для Господа, или для жены? Знаю также, что апостол пишет и следующее: Рабы, повинуйтесь господам своим (Ефес.6,5), но во благо, а не на зло. Итак вам, держащим меня, пусть будет известно, что никогда не прельстит меня женская красота, ни тем более удалить меня от любви к Христу. Услыхав это, жена та приняла другое хитрое на- мерение в своем сердце. Она приказала посадить блаженного на лошадь и в сопровождении многих слуг водить по своим городам и селам, прибавляя: -Все это твое,- если тебе нравится; поступай со всем как хочешь. Говорила же она сама людям: -Это ваш господин,а мой муж; всякий, кто встре- тится ему, пусть кланяется. Он посмеялся над несмыслием жены той и сказал ей: -Напрасно трудишься! ведь, ты не можешь ни прельстить меня тленными предметами сего мира, ни лишить меня моего нетленного богатства; пойми это и не трудись напрасно. Тогда женщина в ярости ответила ему: -Не знаешь разве, что ты продан мне, и кто мо- жет освободить тебя из моих рук? ни за что не вы- пущу тебя живым, но после многих мучений предам тебя смерти. Блаженный же смело сказал ей: -Не побоюсь никакой муки, потому что Господь со мною; Ему с этой минуты (по Его изволению) же- лаю служить в иноческой жизни. И в то время, руководимый Богом, пришел к бла- женному Моисею один черноризец из святой горы, по сану иерей, и постриг его во святый ангельский иноческий образ. Он много учил его (Моисея) чисто- те духовной, чтобы не предавать своих плеч врагу и не бояться той нечистой жены, и с тем ушел. Искали этого черноризца повсюду и не нашли. Тогда госпо- жа, отчаявшись в своих упованиях, подвергла тяжким побоям преподобного инока Моисея: приказала, расп- ростерши, бить его палками, так что земля пропита- лась кровью. Подвергавшие Моисея побоям убеждали его: -Покорись своей госпоже, исполни ее волю; если ослушаешься, то на части раздробит твое тело; не думай, что избегнешь этих мук, но после многих истязаний, еще в горших предашь дух свой; сжалься над самим собою; отбрось эти монашеские рубища и облекись в дорогие боярские одежды и избавишься угрожающих тебе пыток. Мужественный Моисей отвечал на это: -Братья! делайте, что вам приказано,без всякого замедления: я же ни в каком случае немогу отречься от монашества и любви к Богу, и ни какое истязание ни огнем, ни мечем, ни нанесением ран не может заставить меня отказаться от Бога и от великого ангельского образа. А этой потерявшей стыд и с помраченным разумом, женщине, всячески презревшей не только страх перед Богом, но и стыд перед людь- ми бесстыдно принуждающей меня к осквернению тела и прелюбодеянию, - никогда не покорюсь и не испол- ню ее окаянного приказания. Много сокрушалась эта женщина о том, как бы отомстить за свое посрамление, наконец написала Болеславу следующее послание: -Сам знаешь, что муж мой был убит на войне, ве- денной тобою, а ты разрешил мне взять себе в мужья, кого только захочу. Я полюбила одного из твоих пленников, юношу красивого, и выкупив, при- вела его в свой дом, заплатив за него много золо- та, и все золото и серебро в моем доме и всю власть отдала ему, только бы он захотел стать моим мужем. Он же все это поставил ни во что. Много раз голодом и побоями истязала я его, но совершенно ничего не достигла. Мало ему того, что пять лет был в оковах у прежнего владельца, теперь вот шестой год пробыл у меня и много был мучен за его непослушание: все это он сам навлек на себя своим жестокосердием;теперь же он и пострижен неким чер- норизцем: итак что ты прикажешь сделать мне с ним? Болеслав приказал женщине той приехать к себе и привезти Моисея. Это было исполнено согласно его повелению. Увидев преподобного, он долго принуждал его взять ее в жены, но не убедил. Напоследок же сказал ему: -Найдется ли другой, столь бесчувственный чело- век, как ты, - ты лишаешься многих благ и чести и предаешься тяжелым мукам?! От сего дня знай, что жизнь твоя и смерть твоя в твоих руках: или, исполнишь волю твоей госпожи, будешь почтен от нас и будешь иметь великую власть, или, в случае ослу- шания, примешь лютую смерть, после многих мук. Князь обратился также к жене с такими словами: -Пусть не будет купленный тобою пленник свобо- ден ни в каком случае, но, как госпожа, поступи с твоим рабом по своему желанию; чтобы и другие не осмелились ослушаться своих господ. Преподобный же отец наш Моисей отвечал ему на это: -Какая польза человеку, (говорит Господь) если он преобретет весь, а душе своей повредит? или ка- кой выкуп даст человек за душу свою (Матф.16,26)? А ты - как обещает мне почет и славу, которых ско- ро и сам лишишься, и гроб тебя примет уже ничего не имеющего? Точно также и эта нечистая жена жестоко будет убита. Все это и сбылось по предсказанию преподобного. Но прежде этого жена та, получив над ним оконча- тельную власть, еще более бесстыдным образом прив- лекала его к греху: так, она приказала насильно положить Моисея в свою постель, где лобзала и об- нимала его;но не могла и этим привлечь его к тому, чтобы он исполнил ее желание. Ибо преподобный го- ворил ей: -Напрасен труд твой, женщина: не думай, что я не творю этого греха, как некий безумец, или пото- му, что не могу, я только ради страха Божия гнуша- юсь тебя, нечистой. Услышав это, женщина приказала давать ему ежед- невно по сто рань; напоследок она приказала оско- пить его. Преподобный Моисей лежал, как мертвый, от потери крови едва сохраняя слабые признаки жиз- ни. Болеслав не препятствуя этому, поднял к тому же великое гонение на монахов и всех их изгнал из своей области, желая угодить госпоже Моисея, как женщине знатной и любимой им. Бог же вскоре послал отмщение за Свои рабов. Ибо в одну ночь Болеслав внезапно скончался (3 апреля 1025 года) и поднялся великий мятеж во всей земле Ляшской земле. Потому что, восставши, люди избили епископов и бояр сво- их, в том числе которых убита была и та женщина. Об этом гневе Божием, случившемся по изгнанию за пострижение преподобного Моисея монахов, напо- минала, много лет спустя, великому киевскому князю Изяславу княгиня его, по происхождению, ляхиня, дочь Болеслава, с увещанием прося его, чтобы не удалял из области своей преподобного Антония и его братию за пострижение блаженного Варлаама и евнуха Ефрема. Но будем говорить о настоящем. Преподобный отец наш Моисей, получив малое облегчение, пришел в пещеру к препобному Антонию, имея на себе знаки мученичества, как храбрый воин Христов: и жил бо- гоугодно, подвизаясь в молитве, посте, бодрствова- нии и во всех иноческих добродетелях, коими и по- бедил все козни нечистого врага до конца. За премногие победы над нечистыми блудными страстями, восставшими на сего преподобного, Господь даровал ему силу побеждать те же страсти, восстающие и на других. - Так, один из братии, бу- дучи побораем страстию блудною, придя, молил сего преподобного, чтобы он помог ему: -А я,- сказал,- если что мне повелишь, обещаюсь хранить до самой смерти. Преподобный повелел ему: -Никогда во всю твою жизнь не говори ни одного слова женщине. Тот дал обещание от всего сердца. Тогда святый, подражая первому Моисею, творившему жезлом чудеса, прикоснулся жезлом своим к лону братнего тела, так как без жезла, вследствие болей от прежде принятых ран, не мог ходить сам по себе; и тотчас умерли (потеряли силу) все нечистые страсти того брата, и с той поры не было больше ему соблазна. Так живя провел сей добрый воин Христов, в страдании и своем благоугодном подвиге, шестнад- цать лет: неповинно был мучим пять лет в оковах у взявшего его в плен, показывая, как Иов, благо- дарственное к Богу терпение; шестой год мужествен- но пострадал более, чем Иосиф, за целомудрие; по- том десятилетним равноангельским безмовием в пеще- ре, преданным от святой Афонской горы, просиял прежде других, как тот первый Моисей "десято- численным" законом, по ангельскому устроению,пере- данным ему от святой Синайской горы. Затем и наш преподобный Моисей сподобился, по истине, быть Бо- говидцем: он оказался достойным блаженства чистых сердцем, и чтобы видеть Бога лицом к лицу пересе- лился месяца июля, двадцать шестого дня (В 1043 году), когда еще был жив преподобный Антоний, в пещере которого и до ныне почивает нетленно,чудот- ворные мощи сего святого мужа не растлившего чистоты. Своими мощами святый Моисей побеждал и по смер- ти нечистые страсти, как уведал святый Многостра- дальный Иоанн (память 18 июля). Ибо он, укрывшись в пещере и врыв себя до рамен против мощей препо- добного Моисея, долго страдал, побеждая в себе страсть, и напоследок услышал глас Господен: -Да помолится мертвецу, находящемуся против не- го, сему преподобному Моисею Угрину! Когда Многострадальный исполнил это, немедленно был избавлен от нечистой брани. Также и другого брата, страдавшего от той же мерзости, избавил тот же святый Иоанн, когда одну кость от мощей препо- добного Моисея дал одержимому страстью, чтобы он приложил к своему телу, как о том рассказано в жи- тии преподобного Иоанна Многострадального. И нам, избавившимся от всяческой нечистоты, да будет пре- подобный Моисей вождем, направляющим по пути спасения молитвами своими; да преклонимся с ним в Троице поклоняемому Богу, Ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь. ___________