По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

СедмицаПатриархДокументыАрхивБиблиотекаСправочник РПЦEnglishПоиск
7.3.2007 18:44

Из наказа патриарха Гермогена и бояр послам к королю Сигизмунду под Смоленск. 17 августа 1610 г.

Документ издан: СГГиД. М., 1819. Т. 2. № 201.
Приводится по изданию: А.П.Богданов. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. Т. 1. -- М.: ТЕРРА; Республика. 1999. С. 268-273

Значение последнего, отсутствовавшего в прежних договорах с тушинцами и городовыми воеводами пункта приведенного выше соглашения полностью раскрывается в наказе послам, которые должны были добиться принятия этого условия Сигизмундом III, упорно осаждавшим Смоленск. Переход королевича Владислава в православие был обязательным требованием патриарха, которого он неукоснительно держался и которое создало Гермогену славу истинного борца за веру.

Патриарх не выдумал это условие, давно бродившее в умах его паствы. Еще во время похода поляков на Москву Жолкевский посылал в столицу списки договоров с тушинцами и городовыми воеводами, надеясь перетянуть служилых людей на сторону Владислава. Но вот что написали гетману брянские и смоленские воины московского гарнизона 14 июля, еще до свержения Василия Шуйского:

«...Мы те грамоты, и ответныя речи[1], и запись сами прочитавши, дали читать в Москве дворянам, и детям боярским, и многих разных городов всяким людям. И они, прочитав, говорят: «Что де в записе не написано, чтобы государю нашему королевичу Владиславу Сигизмундовичу окреститься в нашу христианскую веру и крестившись сесть на Московском господарстве?! А польским людям и литовским людям не быть насильственно в городах Московскаго господарства, наипаче от господаря нашего королевича приближенных, кои с ним, господарем, будут находиться на Москве, чтобы (русским. — А. Б.) никакого утеснения не было»[2]. Даже сторонников Владислава в Москве не удовлетворяли объяснения Жолкевского, что королевич обещает не нарушать православной веры, а о собственном вероисповедании будет «совещаться» с патриархом и боярами[3].

Ясно, что при таком настроении оборонявших столицу ратников даже твердостаятельный Гермоген не мог воспротивиться свержению Шуйского и выбору Владислава. Но он в полной мере оценил значение требования о крещении королевича в православие до того, как тот займет московский престол. Гермоген видел, что в предложенном Жолкевским проекте договора, основанном на зимнем соглашении с тушинцами, на первом плане стоял Сигизмунд, а не Владислав — тот самый Сигизмунд, который был известен как враг православия и насадитель унии на русских землях Речи Посполитой.

Патриарх с единомышленниками вычеркнул в проекте фразы, подобные той, что мощи святых на Руси будет в почитании иметь «король, его милость, яко истинный господарь христианский, з сыном своим». Гермоген не мог не обратить внимание на оговорку Сигизмунда, что не освещенные в договоре вопросы будут решены с патриархом, властями, боярами и всею землею, когда он сам «будет под Москвою и на Москве»[4]. Не нужно было знакомиться с секретным письмом короля сенаторам, чтобы убедиться в его стремлении, прикрываясь Владиславом, самому захватить московский трон.

В охваченной возбуждением Москве бояре не смогли воспротивиться требованиям Гермогена, опиравшегося на мнение всенародства». Он добился, чтобы все переговоры, необходимые для окончательного оформления договора с Владиславом, были перенесены под Смоленск. Главной задачей русского посольства было крещение Владислава на границе его будущих владений. Патриарх позаботился, чтобы в наказ послам были внесены самые жесткие гарантии безопасности веры.

В наказе были учтены опасения, связанные с возможностью захвата иноземцами власти в Москве. Послы должны были добиваться, чтобы Владислав явился с малой свитой, обязался жениться на православной, не раздавал шляхте поместий близ западной границы, чтобы поляки очистили занятые ими русские города и сняли осаду Смоленска. Заботил пастыря и полный размен пленных, ибо его «овцы» среди иноверцев подвергали опасности свои души.

Наказ был обязателен для послов и жестко указывал границы возможных уступок. Но Гермоген не мог надеяться на боярских представителей, главный из которых, князь Василий Васильевич Голицын, легкомысленно заявил ему, что о крещении они будут бить челом, но если даже король и не исполнит просьбы — то волен Бог да государь, мы ему уже крест целовали и будем ему прямить»[5]. Такое известие весьма ободрило Жолкевского и Гонсевского, приехавшего к Москве с требованием Сигизмунда передать престол не Владиславу, а самому королю.

Однако настроение народа было таково, что поляки не рискнули официально объявить желание короля и нарушить заключенное соглашение. Легче было договориться с боярами вне столицы. Гермоген предвидел измену бояр и сорвал их замыслы. От лица православного духовенства в посольство направился митрополит Филарет, ранее благословивший переговоры об избрании Владислава в качестве тушинского «нареченного» патриарха и даже получивший по сему поводу послание Сигизмунда[6], но твердый в вере надежный защитник православия.

Позицию Русской православной церкви Гермоген ясно выразил в грамотах к Сигизмунду и Владиславу, переданных через Филарета[7]. Написанные в мягком, даже просительном тоне, они подчеркивали, что на престол может вступить только Владислав и только после крещения в православие. Филарет обещал патриарху умереть, но ни на шаг не отступить от посольского наказа.




(Наказ от имени патриарха Гермогена и всех чинов Российского государства говорил о назначении послов, событиях, связанных со свержением Шуйского и призванием на престол Владислава, давал послам подробные инструкции, как себя вести и что говорить перед королем и сенаторами. Требования россиян, дополняющие договор с Жолкевским, были изложены по статьям.)

«Первая статья. Чтоб великий государь Жигимонт король пожаловал, отпустил на Владимерское и на Московское и на все великие и преславные государства Росийского царствия сына своего, государя нашего Владислава Жигимонтовича. А государь бы наш королевич Владислав Жигимонтович пожаловал, крестился в нашу православную христьянскую веру греческого закона. А креститися б ему, государю, в Смоленску от митрополита Филарета Ростовского и Ярославского да от архиепископа Сергея Смоленского и Брянского. И пришол бы государь наш королевич Владислав Жигимонтович в царствующий град Москву крестився в нашу православную християнскую веру греческого закона, чтоб ево, государя, встретити с чюдотворными образы и с честными и с животворящими кресты патриярху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и всему освященному собору, и бояром, и всем людем Московского государства по царскому чину и достоянию.

Вторая статья. Чтоб государь королевич Владислав Жигимонтович пожаловал, будучи на Московском государстве от папы Римского их закону о вере не просил, и благословения не приимал, и с ним о том не ссылался.

Третья статья. Которые будет Московского государства люди духовного чину, или служилые и приказные, которых чинов ни буди, для каких мер ни буди, или которые гости и торговые люди для своих пожитков и для безпошлинной торговли и льготы похотят своим малоумием от греческие веры отступити к римской вере — и государю королевичю Владиславу Жигимонтовичю поволити бояром и всей земле таких казнити смертью, а поместья, и вотчины, и дворы, и животы имати на себя, государя, чтоб за то меж государей и государств ссоры и мятежу не было, а были б государства в покое и в тишине.

Четвертая статья. Чтоб государю королевичю взята с собою, государем, в Московское государство из Польши и из Литвы немногих людей, бес которых ему, государю, быти нельзе. А многих бы людей государь королевич пожаловал, для нынешнего разоренья и тесноты, в Московское государство не имал.

Пятая статья. В титле писатися государю королевичю Владиславу Жигимонтовичю по тому ж, как прежние великие государи цари росийские в титлех писалися. А перед прежними титла пожаловати б ему государю ни в чем не убавливати.

Шестая статья. Как благословит Бог, приспеет время государю королевичю Владиславу Жигимонтовичю женитися, и ему бы государю женитися, изобрав в Московском государстве православные християнские греческие веры, у ково ему, государю, Бог благоволит.

Се(дь)мая статья. В утверженных записях, как утвержался з бояры гетман корунной Станислав Желковской, написано про породы, к Московскому государству належачие, в которых ныне польские и литовские люди, также и про те, которые ныне за вором; з бояры гетман приговорил, что великому государю Жигимонту королю и сыну его, великому государю нашему Владиславу королевичю, те городы со всем, как были до нынешние Смуты, к Московскому государству очистити. И великий бы государь Жигимонт король и сын его, великий государь наш королевич Владислав Жигимонтович, по утверженью гетмана Станислава Желковского, велел все те городы со всем очистити к Московскому государству, как были до нынешние Смуты.

Осьмая статья. Которые люди будут при государе королевиче из Польши и из Литвы, и тем бы людем государь королевич поместья велел давати не блиско литовского рубежа; а в Смоленску б и в ыных порубежных городех тех людей, которые будут из Польши и из Литвы, в порубежных городех поместити не велел, чтоб в порубежных местех в земляных делех от того меж государств ссоры не было.

Девятая статья. Которые дворяне, и дети боярские, и стрельцы, и казаки, и пушкари, и всякие служилые и неслужилые люди, и дворянские, и детей боярских, и стрельцов, и пушкарей, и всяких служилых и неслужилых людей матери, и сестры, и жены, и дети, и всякие люди Росийского государства мужеска полу и женска в нынешнюю Смуту при бывшем царе Василье взяты в полон в Польшу и в Литву — и великий бы государь Жигимонт король пожаловал, по утверженью гетмана Станислава Станиславовича Желковского, тех всех велел, сыскав, отдати в Московское государство без выкупу по тому ж, как и польские и литовские люди, полковники, и ротмистры, и шляхта, и всякие люди были в полону в Московском государстве и отданы из Московского государства гетману Станиславу без выкупу ж.

Десятая статья. Московского государства патриярх, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и игумены, и весь освященный собор, и бояре, и окольничие, и всех чинов служилые и жилетцкие люди велели бита челом, чтоб великий государь Жигимонт король пожаловал, от Смоленска со всеми своими ратьми отступил, и тесноты б Смоленску никакие чинити не велел... (как обещал от королевского имени Жолкевский), и людей бы всех польских и литовских изо всего Смоленского уезду велел вывести».

Договорившись по этим статьям и договору с Жолкевским, Владислав, Сигизмунд и вся Речь Посполитая должны были поклясться соблюдать договоренности «крепко и неподвижно навеки». Затем Владислав без промедления приглашался в Москву. Послам были предложены аргументы для защиты статей и четко указаны границы возможных компромиссов. Впрочем, 1-3 и 7-10 статьи подлежали безусловному выполнению и договоры по ним следовало заключить до того, как Владислав отправится в Москву.

Послы должны были говорить, что «спороваться нам о вере не наказано», пусть королевич крестится — и тогда будет царем. В самом крайнем случае он мог принять православие не в Смоленске, а «где произволит, не доходя Москвы». Сношения с Римским папой разрешались царю по государственным делам, но ни в коем случае не по церковным, «и учителем бы римским и иных вер в Московском государстве не быти».

По третьей статье следовало заявить, что «воли в Росийском государстве людем отступати от нашие христьянские греческие веры в ыные веры не бывало и ныне тому быти невозможно»; смертную казнь вероотступникам послы должны были отстаивать «накрепко».

При обсуждении 7-й статьи, о выводе всех польско-литовских войск с территории Российского государства, паны Рада могли потребовать выплаты контрибуции королю и жалованья воинам. На это послы обязаны были отвечать твердо, «что Московское государство и так до конца разорено», паны достаточно награбили и больше не получат, разве что после переговоров нового царя, патриарха и бояр с королем.

В итоге споров по 4-й статье послы могли позволить Владиславу взять в Москву свиту до 500 человек. Окончательные решения по 5-й и 6-й статьям — о титуле и кандидатуре невесты — было возможно перенести в Москву, на совещание Владислава с патриархом, освященным собором и Боярской думой.

Наказ предусматривал, что польская сторона может поднять вопрос об открытии католического храма в Москве. Этот вопрос также мог быть решен только в Москве.

«А Московского государства патриарх и все люди и ныне о том бьют челом великому государю Жигимонту королю и сыну его, великому государю королевичю Владиславу Жигимонтовичю, чтоб костелу римскому и иных вер ни одному в царствующем граде Москве и во всем Росийском царствии не быги... И в том будет многим людем сумнение, и скорбь великая, и печаль; и государю б королевичю Владиславу Жигимонтовичю пожаловати, та статья (о костеле. — А. Б.) велети отставити, и Московского государства людей тем не оскорбити, чтобы всем людем на него, государя, было радостно».

Могли паны настаивать и на оставлении своих начальников в пограничных городах «до достаточного успокоения Росийского государства». Послам велено было отвечать:

«Польскими и литовскими приказными людьми никоторого успокоенья не будет, опричь того, что Московского государства людем в том будет сумненье. И государь бы Владислав Жигимонтович тое статью велел отставити».

Ясные намерения Сигизмунда решить в свою пользу старые пограничные споры и захватить порубежные города заставили Гермогена и бояр указать послам, что о таких «...великих делах нынеча не токмо что говорити — и помыслити нельзе!» Они могут решаться только путем переговоров суверенных монархов.

Главная причина твердости позиции русского правительства на переговорах была сформулирована в наказе четко: в случае угрозы своей вере, суверенитету или территории «Московское государство конечно о том оскорбитца», «то будет Московского государства людем сумнительно».

[1] Сигизмунда III тушинским послам.
[2] Сборник Муханова. М., 1856. № 106.
[3] Там же. № 107.
[4] Там же. № 104. С. 175, 178.
[5] Соловьев С. М. Сочинения. М., 1989. Кн. IV. С. 570.
[6] Временник ОИДР. М., 1849. Т. 1. Отд. III. С. 35-37.
[7] СГТиД. М., 1819. Т. 2. № 207; Сборник Муханова. М., 1856. № 109.


Версия для печати


патриаршее служение

05.03.07 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил церковные награды руководству Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка

05.03.07 По окончании пленарного заседания XI Всемирного Русского Народного Собора Святейший Патриарх принял участие в пресс-конференции по его итогам

05.03.07 Его Святейшество поздравил митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря с 35-летием служения в священном сане

05.03.07 Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия при открытии Всемирного Русского Народного Собора

05.03.07 Под председательством Святейшего Патриарха Алексия состоялось открытие XI Всемирного Русского Народного Собора

04.03.07 Слово Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Святейшего и Блаженнейшего Патриарха-Католикоса Илии II на совместном Богослужении со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II

04.03.07 Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на совместном Богослужении с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II

04.03.07 Предстоятели Русской и Грузинской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Храме Христа Спасителя

02.03.07 Его Святейшество возглавил презентацию XIII-го алфавитного тома «Православной энциклопедии»

02.03.07 Речь Святейшего Патриарха Алексия на встрече со Католикосом–Патриархом всея Грузии Илией II

02.03.07 Состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II со Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II и делегацией Грузинской Православной Церкви

02.03.07 В день памяти св. Ермогена Его Святейшество совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Кремля

01.03.07 Речь Святейшего Патриарха Алексия на приеме в посольстве Греции в России, устроенном по случаю недели Торжества Православия

01.03.07 Его Святейшество посетил прием в посольстве Греции, устроенный в честь праздника Торжества Православия

01.03.07 Болонский университет присвоил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II почетный диплом в области канонического права

01.03.07 Предстоятель Русской Церкви наградил прот. Владислава Цыпина орденом прп. Сергия Радонежского, II степени

01.03.07 Приветствие Святейшего Патриарха организаторам и участникам IV научно-практической конференции «Семья и будущее России» (Екатеринбург, 1 марта 2007 г.)

01.03.07 Его Святейшество направил приветствие организаторам и участникам межрегиональной научно-практической конференции «Семья для ребенка» (г. Кострома, 1 -2 марта 2007 г.)

27.02.07 Святейший Патриарх направил поздравление с 20-летием иерейского служения епископу Сыктывкарскому и Воркутинскому Питириму

предстоящие события
10 марта

В 17.00 в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Всенощное бдение с выносом Креста.

11 марта

В Неделю Крестопоклонную, в 9.00, в Храме Христа Спасителя Его Святейшество совершит Литургию св. Василия Великого и хиротонию архимандрита Маркелла во епископа Бельского.

15 марта

В 9.30 по случаю 90-летия обретения иконы Божией Матери, именуемой «Державная» Святейший Патриарх совершит Литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

17 марта

В 9.30, по случаю дня памяти св. благоверного князя Даниила Московского Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Троицком соборе Данилова монастыря.

19 марта

В день празднования иконе Божией Матери «Благодатное Небо», в 9.30, Святейший Патриарх совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Архангельском соборе Московского Кремля.

20 марта

В день празднования иконе Божией Матери «Споручница грешных» Его Святейшество совершит Литургию Преждеосвященных Даров в храме свт. Николая в Хамовниках.

посетите:
Официальный Web-сервер Московского Патриархата (ОВЦС)
Православие.RU
Храм Христа Спасителя в Москве
Радонеж
Православие в Украине
Православная газета Екатеринбург
Московский Церковный Вестник
Православие Тюмени
Образовательный портал Учебного комитета РПЦ
Храм св. мц. Татианы при МГУ
Православный Новомосковск
Милосердие.ru
статистика ресурса:
Rambler's Top100
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Яндекс цитирования
© 2001 Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия". Все права защищены.