Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Часть II    [Содержание]


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Живая вода Духа Святого да наполнит мое сердце
и да потекут реки воды живы от сердца моего во славу Божию
и во спасение людей Божиих.

Во славу Триединого Бога. Аминь.

Господи! Я - чудо Твоей благости, премудрости, всемогущества, поскольку приведен Тобою из небытия в бытие, поскольку сохраняюсь Тобою до сих пор в бытии, поскольку по благости, щедротам и человеколюбию единородного Сына Твоего наследую жизнь вечную, если верен Тебе пребуду, поскольку страшным священнодействием принесения Себя Самого в жертву Сыном Твоим я восставлен от ужасного падения, искуплен от вечной погибели. Славлю Твою благость, Твое могущество бесконечное, Твою премудрость! Но соверши чудеса Твоей благости, всемогущества и премудрости надо мною окаянным, и ими же веси судьбами, спаси меня, недостойного раба Твоего, и введи в царство Твое вечное, сподоби меня жизни нестареющейся, дня невечернего.

Сердце мое должно прилепляться к единому Богу: мне прилеплятися к Богови благо есть (Пс. 72, 28), а оно - что за слепота и за извращение! - прилепляется к сластям века сего: к пище, питью, плотской сласти, к деньгам, к этому праху, к одеждам, к этому тлену, к цветам исчезающим, к узорам, к покроям, прельщающим глаз, к роскошно убранным покоям и т.п. Странное дело! Меня, христианина, небесного человека, занимает все земное и мало - небесное. Я во Христе переселен на небеса, а между тем всем сердцем прилепляюсь крепко к земле и, по-видимому, никогда не хотел бы быть на небе, а лучше всегда оставаться на земле, хотя земное, при своем услаждении, тяготит и мучит меня, хотя я и вижу, что все земное ненадежно, тленно, скоро минует, хотя и знаю, и чувствую, что ничто земное не может насытить моего духа, умирить и усладить моего сердца, постоянно мятущегося и огорчаемого суетою земною. До каких же пор я, небесный человек, буду земным? Доколе буду плотию я, чадо Божие, иже не от крове, ни от похоти плотския, но от Бога родился (Ин. 1, 13) во святом крещении, доколе я не устремлюсь весь к Богу?

Господи! Привлеки сердце мое к Тебе Духом Твоим Святым. Господи! Отврати сердце мое от суеты земной. Господи! Без Тебе не могу творити ничесоже.

Все блестящее на земле очень любим: золото, серебро, драгоценные камни, хрусталь, блестящие одежды, - отчего не любим будущей славы, к которой Господь призывает нас? Отчего не стремимся к просветлению наподобие солнечного? Праведницы, сказано, просветятся яко солнце, в царствии Отца их (Мф. 13, 43). Оттого, что грехом извратили природу души своей и вместо неба прилепились к земле, вместо нетления к тлению, полюбили земной блеск, временный, тленный и прелестный. Но отчего у нас такая сильная любовь к блеску? Оттого, что душа наша создана для света небесного и вначале была вся свет, вся сияние; ей врожден свет, врождено чувство и желание света. Направьте это стремление к исканию небесного света!

Когда увидишь прекрасную девицу или женщину, или прекрасного юношу, немедленно вознесись к верховной, святейшей Красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е. к Богу; прославь Его за то, что Он из земли делает такую красоту; подивись в человеке красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном нашем состоянии; вообрази, каков будет наш образ в состоянии нашего прославления, если мы его удостоимся; вообрази, какова красота святых Божиих, святых Ангелов, Божией Матери, преукрашенной Божественною славою; вообрази неизреченную доброту лица Божия, которое мы узрим, и не прельщайся земною красотою, этою плотию и кровию. Сладостна похоть, но греховна, растлительна и противна Богу. Не прилепляйся сердцем к девической или женской красоте, а к единому Господу Богу, создавшему всякую красоту Себе ради, и говори: мне прилеплятися Богови, единому Богу, благо есть (Пс. 72, 28), а не к плотской красоте преходящей.

Уныние, случающееся с нами от неудачи в каком-либо деле, особенно священническом, которое мы делаем для других, и стыд на лице происходят от врага нашего бесплотного, который везде ищет нас поглотить, яко лев рыкающий, и нудит нас ко всякой неудаче, ко всякому греху. Поэтому, чтобы быть беспреткновенным в деле, надо готовиться к нему предварительно разумным изучением его, соединенным с воздержанием и молитвою; надо стремиться к совершенству во всем и не давать места дьяволу. Если случится неудача в деле, не надо поддаваться унынию, но признав пред Богом свой грех и свою немощь, смириться пред Ним, отвергнуть свое самолюбие и, не стыдясь, признаться в своем грехе и в своей неосмотрительности, в лености или слабости, и грех свой повергнуть в бездну милосердия Божия, прося Его милости и помощи на будущее время к доброму и успешному совершению своего дела.

В молитве и во всяком деле своей жизни избегай мнительности и сомнения и диавольской мечтательности. Да будет око твое душевное просто, чтоб было все тело твоей молитвы, твоих дел и твоей жизни светло.

Во время общественной молитвы все сердце твое да будет в Боге и отнюдь ни к чему земному ни на мгновение не прилепляется; имей также пламенную любовь к душам человеческим, любви ради Божия и ревности о их спасении; молись о них, как о находящихся в великой беде. Вси есмы, сказано, в бедах, подверженные прелести лукаваго.

С голоду не налегай сильно на пищу, - обременишь и сердце, и тело. Без жадности, тихо кушай, с размышлением, во славу Божию, - памятуя о Боге-Питателе, паче же о Его нетленной пище, теле и крови Его, о том, как Он Самого Себя, любви ради, даровал нам в пищу и питие, и о св. слове евангельском.

Все, что беспокоит и как бы подмывает сердце в его основании, томит его, - от диавола происходит, ибо он есть вечное беспокойство и томление. Господь есть покой сердца. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Сколько страстей, столько беспокойства и томления; сколько пристрастий, столько острых стрел, пронзающих сердце, и столько омрачения. Большую часть жизни человек находится в душевном омрачении.

Помысл самохвальства, самоуслаждения пришел, говори: ничтоже есмь; все благое во мне соделывает благодать Божия. Что имаши, егоже неси приял (1 Кор. 4, 7)? Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Если пришел помысл гнушения каким-либо членом ближнего или своим, - говори: весь человек есть прекрасное дело рук Божиих; все в нем устроено добро зело. Се вся добра зело (Быт. 1, 31).

Какая обязанность твоя, причастник Божественных Таин? Ты должен мудрствовать горняя, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1-2), а не мудрствовать о земном, ибо сего ради Христос на землю сниде, да нас на небеса возведет (Акафист Иисусу Сладчайшему кондак 8). В дому Отца Моего обители многи суть. Иду уготовати место вам (Ин. 14, 2). Наше житие на небесах есть (Флп. 3, 20). Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное (Мф. 5, 3, 20). Оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть царствие Божие (Лк. 18, 16). Видишь ты, какая последняя цель, для которой сошел с небес на землю Христос, для которой Он преподает нам Свои Божественные Тайны - Тело и Кровь? Эта цель - дарование нам Царствия Небесного. Стремись же к нему.

Гордость - демон; злоба - тот же демон; зависть - тот же демон; мерзость блудная - тот же демон; насильная хула - тот же демон; насильное сомнение в истине - демон; уныние - демон; различны страсти, а действует во всех один сатана; различны страсти, а вместе - лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно, один дух с сатаною. Подвергаясь злобному и яростному насилию многоразличных страстей и грызению дьявола при совершении различных дел Божиих, принимай эти страдания как страдания за имя Христово, и радуйся в страданиях своих, благодаря Бога; ибо диавол уготовляет тебе, сам того не зная, блистательнейшие венцы от Господа! Аминь. Противься диаволу неотложно.

Не огорчайся на людей, выражающих свою гордость и спесь или злобу, изнеженность и нетерпение в отношении к тебе или другим, но, вспомнив, что и сам ты подвержен тем же и большим грехам и страстям, - помолись за них и кротко обойдись с ними. Аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите (оскорбил ли кто тебя, тяжело ли тебе - снеси это), и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 1-2).

Обращаете ли достаточное внимание на состояние своей души: здорова ли она и, поколику она жива, прочна ли ее жизнь, и если благополучна здешняя временная жизнь, то обеспечена ли чем-либо вечная жизнь, вечное благополучие, - например, верою, - есть ли в душе твоей вера живая в Бога, в Спасителя, в Церковь, - делами добрыми, кротостию, смирением, незлобием, правдолюбием и честностию, воздержанием, целомудрием, милосердием, терпением, покорностию, трудолюбием и проч.? В противном случае, вся работа твоя суетна: душа много делает, может быть, достойных удивления вещей, но сама погибнет. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 17, 26)?

День есть символ скоротечности земной жизни: наступает утро, потом день, затем вечер, и с наступлением ночи и день весь пришел. Так и жизнь пройдет. Сначала младенчество, как раннее утро, потом отрочество и мужество, как полный рассвет и полдень, и затем старость, как вечер, если Бог даст, а затем - неизбежно смерть.

Человек где ни бывает, но потом все домой возвращается. Так и христианин, кто бы он ни был, знатный или простой, богатый или бедный, ученый или невежда, где бы ни был, какую бы должность ни занимал в обществе, что бы ни делал, должен помнить, что он не дома, а в странствии, в пути, и должен домой возвратиться - к отцу, к матери, к старшим братьям и сестрам; а дом этот - небо, отец - Бог, мать - Пречистая Богородица, старшие братья и сестры - Ангелы и св. Божии человеки; что все земные обязанности, дела, суть поделия, а настоящее дело - спасение души, исполнение заповедей Христовых, очищение сердца.

Как любить Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостию, всем помышлением? Всем сердцем, т.е. безраздельно, не двоясь между любовию к Богу и любовию к миру, и вообще к твари; если, например, молишься - молись не с раздвоенным сердцем, не развлекайся суетными помыслами, житейскими пристрастиями, будь весь в Боге, в любви Его, всею душою, то есть не одною какою силою души, не одним умом, без участия сердца и воли, - всею крепостию, а не в полсилы или слегка; когда предстоит исполнить какую-либо заповедь, исполняй ее всеусердно, до поту и крови и положения жизни, если потребуется, а не лениво и вяло или неохотно.

Как превратен сей свет! Тут веселие, музыка - здесь заупокойные молитвы, пение, плачь о умершем; здесь богатство, роскошь, великолепие - тут голая бедность, недостаток во всем, в приличной и достаточно согревающей одежде, теснота, отвратительная грязь, сырость. Здесь цветущее здоровье, избыток сил - тут болезни, дряхлость, изнеможение; здесь просвещение, многознание - тут невежество, мрак; или: здесь со светскою образованностью высокое духовное просвещение и благочестие, и в этом соединении прекрасная и приятная гармония, красота духовная; здесь же светское просвещение, и при нем безверие, безнравственность - это духовное безобразие, дисгармония, диссонанс, раздирающие душу; здесь успех во всех предприятиях - тут безуспешность; здесь все легко достается: и деньги, и вес в обществе, почести, отличия; тут - изо всех сил бейся, и ничего не достигнешь или только при огромных усилиях достигнешь немногого. Кто разрешит это видимое противоречие? Один Бог. Мы можем только гадать.

Дерзкий к человеку, дерзок бывает и к Богу, каковы многие из нас. Уважай в человеке величественный, бесценный образ Божий и долготерпи погрешностям и заблуждениям человека падшего, да и твоим Господь потерпит, - потому что враг Бога и рода человеческого, не в состоянии будучи излить злобы своей на Бога, усиливается излить ее на образ Его - на человека, равно как все свои нечистоты, свою тьму, свою гордыню, зависть и проч. выместить на нем. Уважай же человека, спасай его; береги и себя: не раздражайся, не озлобляйся, не завидуй, не обижай, не лги, не любодействуй, не кради и проч.

Душа наша проста, как мысль, и быстра, как мысль и как молния. Во мгновение она может быть уязвлена грехом, прилепиться к тленным вещам; во мгновение может отпасть от любви Божией и ближнего, от единого помысла неправедного, от единого пожелания страстного, от помысла неприязненного, и потому мы должны быть непрестанно на страже своего сердца, да не уклонится в словеса или помышления лукавства, но да пребывает всегда в простоте и чистоте Божией, в любви Бога и ближнего.

Лучшие на земле минуты - это те, в которые мы горняя мудрствуем, вообще - когда познаем или защищаем истину, эту небесную жительницу, гражданку. Тогда только мы истинно живем. Значит, существенные выгоды душевные требуют того, чтобы мы наичаще возносились превыше земли, горе, на небо - где истинная жизнь наша, истинное отечество наше, ему же не будет конца.

Смотря на многоразличные развлечения людей, на исключительные попечения о плоти, думаешь: есть ли в людях душа? А если есть, то почему они не заботятся, не думают о ее спасении, ибо она предана бесчисленным грехам, которые составляют смерть ее, и смерть вечную? Есть ли вечная мука и вечное блаженство? А если есть, то отчего так мало стараются или вовсе нет старания избежать вечного мучения и наследовать вечное блаженство? Вот что меня удивляет. И еще: отчего людей не страшит страшный час смерти? Ведь не вечно же будем мы жить на земле. Когда-нибудь и до нас очередь дойдет, и нам скажут: обратитесь и вы, сыны человеческие, в персть, из которой созданы. О, рассеянность наша, гордость наша, пристрастие, пригвождение к земле! Грешники, думаете ли, что Богу нечем наказать вас? О, есть чем, есть чем! Это геенна огненная, езеро огненное, тартар страшный, которого и сам сатана трепещет, червь неумирающий и скрежет зубов. Но что я обращаю речь только к вам! И себе, и себе я должен сказать тоже: ибо я первый из грешников, которым уготованы были муки ада, но от которых спас меня Христос, на Которого вся моя надежда. А у вас, братия мои, у всех ли есть вера во Христа, в Его Евангелие? Где у вас жизнь евангельская? Кто из вас хотя читает ежедневно Евангелие, этот величайший дар Бога и закон жизни? Вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благостыню, несть до единаго (Рим. 3, 12).

Учившаяся и недоучившаяся молодежь редко ходит в церковь, вообще не ведет дела воспитания своего духовного, считая его как бы ненужным и отдаваясь житейской суете. На это надо обратить внимание. Это плод гордости, неразвитости духовной. Считают посещение храма и богослужения общественные делом простого народа да женщин, забывая, что в храме со страхом служат вместе с человеками Ангелы и вменяют это себе в величайшее блаженство.

Не оттого ли холодность к общественному богослужению происходит, что одни не понимают его, а другие, хотя и учили науку о богослужении, но ее преподавали им сухо, без примеров, одному рассудку, тогда как богослужение, будучи высоким созерцанием ума, есть вместе, и по преимуществу, мир, сладость и блаженство для сердца?

Священник, как врач душ, сам должен быть свободен от душевных недугов, т.е. от страстей, чтобы врачевать других; как пастырь, должен сам быть упасен на пажитях злачных, евангельских и святоотеческих, чтобы знать, где пасти словесных овец; сам должен быть искусен в борьбе с мысленными волками, чтобы уметь прогонять их от стада Христова; должен быть искусен и силен в молитве, воздержании; не должен быть связан житейскими похотями и сластями, особенно любостяжанием, славолюбием, гордостью; словом, - должен быть сам светом, чтобы просвещать других, солью духовною, чтобы предохранять других от душевного растления, и сам быть свободным от растления страстей. В противном случае ему всякий духовно больной может сказать: врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23) наперед, а потом я дам тебе лечить меня. Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе моего (Мф. 7, 5).

Сердце тонко, легко, духовно, небесно по природе своей - береги его; не отягощай, не оземленяй его, будь крайне воздержан в пище и питье и вообще в удовольствиях телесных. Сердце - храм Божий. Кто растлит храм Божий, того растлит Бог (1 Кор. 3, 17).

Будь христианином в сердце, т.е. будь всегда искренен в молитве, в обращении с ближними, всегда верующий, уповающий, кроткий, незлобивый, ко всем доброжелательный, справедливый, нелюбостяжательный, сострадательный, милостивый, воздержный, целомудренный, терпеливый, покорный, мужественный.

О как дорого оценил душу нашу, спасение ее, Господь наш Иисус Христос, сошедши для нас с небес, восприяв на себя душу и тело наше, пострадавши ужасно и умерши за нас! Как же я ценю свою душу, спасение ее вечное? О, не умею ценить и не научился доселе соответствовать любви моего Спасителя, весь прилепившись к земле, весь отдавшись лености и страстям различным. Как быть в тебе любви Божией, Царствию Божию, когда в твоем сердце царствует любовь земная - сластолюбие, корыстолюбие и гордость? Невозможно дотоле, пока не распнешь плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24); ибо никтоже может двема господинома работати (Мф. 6, 24) и любовь мира сего вражда Богу есть (Иак. 4, 4). Не любите, сказано, мира, ни, яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1 Ин. 2, 15-17).

Господь Бог наш, за неотступную просьбу у Него милостей Его, одобряет нас, видя в нашей неотступности веру нашу и надежду на Него; а мы грешные озлобляемся на тех бедных, которые ежедневно и неотступно просят у нас милостыни, - даже на детей, у которых доверчивость к людям особенно велика, вера в доброту других не имеет пределов, потому что они сами еще просты и добры, незлобивы. Будучи сребролюбивы, сластолюбивы, горды, мы часто смотрим на них с презрением, поднимаем на них - овечек незлобивых - крик, выходим из себя, не хотя понять, что к неотступной просьбе у нас милостыни их нудит голод, недостаток одежды, обуви, настоятельное требование квартирной хозяйки или хозяина денег за угол, который они занимают у них. Не они ли у пророка Давида вопиют на нас ко Господу: помногу исплонихомся уничижения; наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых (Пс. 122, 3-4)? И, конечно, рано или поздно их жалобный вопль на небо дойдет. Что я говорю? Давно уж дошел до ушей Господа Саваофа, и подвигнет гнев Его на нас и праведное мщение.

Доселе я не оскудевал ни в чем, милую других, не оскудею и до конца, ибо Господь тойже вчера и днесь (Евр. 13, 8). Не напрасно сказано: рука дающаго не оскудеет. Доселе Господь приращал мне блага временныя, а не отнимал их. Славлю щедроты Господни, богатый промысл Его.

Ты представитель веры и Церкви, о иерей, ты представитель Самого Христа Господа; ты должен быть образцом кротости, чистоты, мужества, твердости, терпения, возвышенного духа. Ты делаешь дело Божие, и ни пред кем не должен упадать духом, никому не должен льстить, раболепствовать, и считать дело свое выше всех дел человеческих.

Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном суде Христовом. Да для того и установлено здесь кроткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся чрез здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на Страшном суде Христовом. Это первое побуждение к искреннему покаянию, и притом непременно ежегодному. Чем дольше не каемся, тем хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее, значит, давать отчет. Второе побуждение составляет спокойствие: тем спокойнее будет на душе, чем искреннее исповедь. Грехи - тайные змеи, грызущие сердце человека и все его существо; они не дают ему покоя, непрестанно сосут его сердце; грехи - колючее терние, бодущее непрестанно душу; грехи - духовная тьма. Кающиеся должны приносить плоды покаяния.

Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать: царство небесное силою берется (Мф. 11, 12). Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная.

Ах, братия мои! Не все ли мы скоро исчезнем с лица земли и будем, как бы небывшие? Где же дела любви? Где исполнение заповедей Творческих? Где дух Христов в нас? Где незлобие, где смирение, где любовь к душам, где беспристрастие к временному? Где ревнование о духовных благах? Суетные, глупейшие мы люди! Исказили мы образ душ наших, исказили жизнь свою, превратили, вверх дном поставили ее. Вместо Христа диаволу угождаем.

Это тихое, прекрасное, усеянное звездами небо представит из себя некогда ужасное зрелище, пред явлением Господа с небесе. О, грешники, поучайтесь ежедневно зрелищем неба, когда можно поучаться. Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе (Мф. 24, 29).

Есть, братия христиане, жизнь истинная, действительная, и есть жизнь мнимая, ложная. Жить для того, чтобы пить, есть, одеваться, гулять, обогащаться, вообще жить для земных удовольствий или забот, равно как заводить интриги, козни, судить да рядить о других, есть жизнь мнимая; жить для того, чтобы угождать Богу и ближним, молиться о спасении душ их и всячески помогать их спасению, значит истинно жить. Первая жизнь есть непрестанная смерть духовная, вторая - непрестающая жизнь духа.

Господь сказал о Церкви Своей: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Это сказано как о пастырях Церкви, или иерархии церковной, и о всех истинно верующих, так и о всех Таинствах, о всех догматах, заповедях св. православной веры, и о всех чинопоследованиях Таинств, напр. Литургии, Священства, Брака, Крещения, Миропомазания, Елеосвящения, которые установлены на все века и прошли уже многие столетия и тысячелетия неизменно. Вот как тверда Церковь, основанная Господом! Помни эти слова Господни и ни мало не колеблись, совершая какое-либо Таинство. Будь как адамант тверд.

Люблю я молиться в храме Божием, особенно в св. алтаре, у престола или у жертвенника Божия, ибо чудно изменяюсь я во храме благодатию Божиею; в молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния, узы страстей, и мне становится так легко; все обаяние, вся прелесть страстей исчезают, я как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для единого Бога, и весь Им проникаюсь и бываю един дух с Ним; я делаюсь как дитя, утешаемое на коленях матери; сердце мое тогда полно пренебесного, сладкого мира; душа просвещается светом небесным; все светло видишь, на все смотришь правильно, ко всем чувствуешь дружество и любовь, к самим врагам, и охотно их извиняешь и прощаешь. О, как блаженна душа с Богом! Церковь истинно земной рай.

Что для человека всего ужаснее? Смерть? Да, смерть. Всякий из нас не может без ужаса представить, как ему придется умирать и последний вздох испускать. А как терзаются родители, когда умирают их любезные дети, когда они лежат пред их глазами бездыханными? Но не страшитесь и не скорбите, братия, чрез меру. Иисус Христос, Спаситель наш, Своею смертию победил нашу смерть и Своим воскресением положил основание нашему воскресению, и мы каждую неделю, каждый воскресный день торжествуем во Христе воскресшем наше общее будущее воскресение и предначинаем вечную жизнь, в которой настоящая временная жизнь есть краткий, хотя тесный и прискорбный путь; смерть же истинного христианина есть не более как сон до дня воскресения, или как рождение в новую жизнь. Итак, торжествуя каждую неделю воскресение Христово и свое воскресение из мертвых, учитесь непрестанно умирать греху и воскресать душами от мертвых дел, обогащайтесь добродетелью и не скорбите безутешно об умерших; научайтесь встречать смерть без ужаса, как определение Отца небесного, которое, с воскресением Христовым из мертвых, потеряло свою грозность.

Грех нелеп и гибелен. Например, пьяница от излишнего употребления винных напитков бывает и болен, и делает разные непотребства и срамные дела, о которых самому стыдно и подумать, и вспомнить, и однакоже продолжать пьянствовать; жадный к пище чревоугодник чувствует после многоядения тяжесть, затмение способностей, связание языка и сам находит, что он делается как бы животным или зверонравным, потому что дышит часто злобою и ненавистью к живущим вместе с ним и ядущим вместе с ним или просящим у него ежедневной милостыни, - подвергается тесноте и скорби, лишается мира и спокойствия, делается неспособным к горнему мудрствованию или быть истинным христианину, жить для высшей цели бытия, и, однако ж, продолжает лакомиться и объедаться; прелюбодей видит, что чрез прелюбодеяние он оскверняет и бесчестит свою природу, душу и тело, подвергает их болезням, извращает порядок жизни, установленный Творцом, подвергается позору, однако же продолжает прелюбодействовать; сребролюбец видит, что богатство тяготит его, лишает его духовной свободы и делает своим рабом, отвращает от Бога и от любви к ближнему, отводит от истинной жизни и вносит смерть в душу, отнимает покой душевный и телесный, налагает тяжкие заботы, однако же продолжает собирать большие богатства и прибавляет себе большую тяжесть, пока, изнуренный заботами, не заболеет и не умрет, отщетив душу свою чрез приобретение богатства. Таков всякий грех - гордость, злоба, зависть и пр.

Должно убить в себе земную любовь, любовь (страсть) к земной плотской красоте, к сластям, к корысти, к плоти своей, к чести, и оживить любовь к небу - истинному отечеству, к душе - небесной гражданке, к добродетели, - возненавидеть все, что любит плоть, возлюбить, что она презирает, чего она страшится (напр. размышление о смерти, о суде), или нищету, больных, страждущих.

Пусть смеются над тобою, противятся тебе, когда ты находишься под влиянием какой-либо страсти; нимало не обижайся на смеющихся и противящихся, ибо они делают тебе благо; распни свое самолюбие и сознай неправоту, заблуждение сердца твоего. Но горько сожалей о смеющихся над словами и делами веры и благочестия, правды, о противящихся добру, которое ты делаешь и которое хочешь насадить в других. Да сохранит тебя Бог озлобляться на них, ибо они жалки и достойны слез. - Слава Тебе, Боже, Спасителю мой, избавивший меня от тиранства страстей, по молитве моей.

Бывая в храме, помните, что вы находитесь в живом присутствии Господа Бога, стоите пред лицем Его, пред очами Его, в живом присутствии Божией Матери, св. Ангелов и Церкви первородных, т.е. праотцев, пророков, апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и праведных, и всех святых. Память и сознание этого всегда имейте, бывая в храме, и стойте с благоговением, охотно, сердцем участвуя в богослужении.

Я - нравственное ничтожество: без Господа нет у меня истинно верной мысли и доброго чувства, и прямо доброго дела; без Него я не могу отгнать от себя помысла греховного, чувства страстного, напр. злобы, зависти, блуда, гордости и пр. Господь - совершение всего доброго, что я мыслю, чувствую, делаю. О, как беспредельно широка действующая благодать Господа во мне! Все для меня Господь, и так ясно, постоянно. Моя - только греховность, мои - только немощи. О, как мы должны любить Господа, изволившего нас воззвать из небытия к бытию, почтить образом и подобием Своим, поселить в раю сладости, покорить всю землю, и - когда мы не соблюли Его заповеди, увлеклись обольщением диавола и безмерно оскорбили Творца своего своею неблагодарностию, и восприяли в себя качества искусителя: гордость, злобу, зависть, неблагодарность и все его злохудожества, которым он стал нас поучать, как своих пленников, - Он не отринул нас навеки, но благоволил искупить нас от греха, проклятия и смерти, коим мы подпали чрез грех, и Сам в конец веков явился на земле, восприял наше естество; Сам стал моим Учителем, Исцелителем, Чудотворителем, Спасителем; Сам приял за нас казнь, умер за нас, чтобы мы не погибли вечно, воскрес, чтобы и нас воскресить по смерти, вознесся на небо, чтобы и нас возвести туда, ниспадших чрез грех, и сделался для нас всем: пищею, питием, светом, очищением, святынею, здравием, силою заступающею, спасающею, сохраняющею и милующею.

Я ничто, но по благодати священства, чрез преподание Божественного Тела и Крови, делаюсь вторичным или третичным виновником исцеления болезней; чрез меня благодать Духа возрождает к пакибытию младенцев и возрастных, совершает в Таинстве Евхаристии Тело и Кровь Иисуса Христа, соединяет верных с Божеством; чрез меня решит и вяжет грехи человеческие, затворяет и отворяет небо, подает душеспасительные советы, правила и проч. О, как досточтим сан священства! Братия, видите ли, сколько благодеяний изливает на вас Творец и Спаситель чрез священников!

Весьма часто мгла духа злобы окружает наше сердце и не дает нам мирно говорить с нашими ближними, которые раз или несколько раз обидели или высказали свое к нам недоброжелательство. Надо молить усердно Господа, чтобы Он Сам разогнал эту мглу злобы и исполнил сердце наше благости и любви, даже и к врагам нашим, ибо они в ослеплении страстей - гордости, зависти, любостяжания, злобы - не ведают иногда сами, что творят, как не ведали враги Господа Иисуса Христа, всю жизнь гнавшие Его и наконец умертвившие поносною смертию. Надо помнить, что в том и христианская вера состоит, чтобы любить врагов: ибо, если любим только любящих нас, что лишшее творим, и язычники не то же ли делают (Мф. 5, 46-47)?

Ищите, во первых, царствия Божия и правды Его: и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Как искать, во-первых, Царствия Божия? Следующим образом: положим, ты хочешь идти или ехать, плыть куда-либо по какой-либо житейской, временной нужде, - помолись прежде Господу, чтобы Он исправил пути сердца твоего, а потом и предстоящий телесный путь, или чтобы направил путь жизни твоей по заповедям Своим, и желай того всем сердцем, и чаще возобновляй свою молитву об этом. Господь, видя искреннее твое желание и старание ходить по заповедям Его, - исправит мало-помалу все пути твои. Далее, напр., если хочешь сделать в комнате чистый воздух или идешь прогуливаться на свежем воздухе, вспомни о чистом и нечистом сердце. Многие из нас, охотники до освежения комнатного воздуха (и это прекрасно) или до прогулки на свежем воздухе, и не подумают о необходимости чистоты духа или сердца (духовного, так сказать, воздуха, дыхания жизни) и, живя в свежем воздухе, позволяют себе нечистые помыслы, нечистые движения сердца или даже сквернословие и самое сквернодейство плотское. Если ищешь света вещественного, вспомни о свете духовном, который необходим для души и без которого она остается во мраке страстей, во мраке духовной смерти. Аз свет в мир приидох, говорит Господь, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет (Ин. 12, 46). Если видишь свирепство и слышишь завывание бури или читаешь о кораблекрушениях, вспомни о буре страстей человеческих, поднимающих ежедневный вой и смятение в сердцах человеческих и подвергающих крушению духовный корабль души, или корабль общества человеческого, и моли усердно Господа, да укротит Он бурю грехов, как некогда укротил словом бурю на море, и да искоренит из сердец наших страсти наши и восстановит тишину всегдашнюю. Если ощущаешь чувство голода или жажды и хочешь есть или пить, вспомни о гладе или жажде души (она жаждет правды, оправдания во Иисусе Христе, освящения), которых если не удовлетворишь, душа твоя может умереть от голода, подавленная страстями, обессиленная, измученная, и, удовлетворяя телесный голод, не забывай утолять, тем паче и прежде, духовный глад беседою с Богом, чистосердечным покаянием в грехах, чтением евангельской истории и евангельских нравоучений, особенно же причащением Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Если любишь щеголять платьем, или когда одеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Страсть к щегольству весьма часто совершенно вытесняет из сердца самую мысль о нетленном одеянии души и всю жизнь обращает в суетную заботу об изяществе в одежде. Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения, или чиновник какого-либо ведомства, офицер какой-либо из военных частей, или технолог, живописец, скульптор, фабрикант, мастеровой какого-либо цеха, - помни, что первая наука каждого из вас - быть истинным христианином, искренно веровать в Бога Триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви, и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша.

Удивительная вещь: сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаний ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудами, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою; наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут, как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, а они, не заботясь о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием для Бога, - облагоухали свои тела. Братия мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность.

Благо во всех отношениях - подавать нищим: кроме помилования на Страшном Суде, и здесь, на земле, милостынодавцы получают часто великие милости от ближних, и что другим достается за большие деньги, то им дают даром. В самом деле, человеколюбивейший, праведнейший и прещедрый Отец Небесный, чад Коего милуют милостивые, не наградит ли их и здесь, в поощрение их к б%льшим делам или хотя к продолжению тех же дел милосердия и к исправлению немилостивых, посмевающихся милостивым? Наградит и достойно, и праведно.

Сколько пустых и непрестанных предлогов представляет ненавистник рода человеческого к ненавидению ближних наших, так что хоть непрестанно сердись на людей, хоть непрестанно злобствуй, живи по адской всеразрушительной воле демонской. Не гоняйся за призраками его, оставь всякую вражду и люби всякого, ибо любовь от Бога.

Господи, Ты непрестанно побеждаешь во мне ад, по молитве моей, и если я доселе еще не во аде, это Твоя милость, ада Победителю, Господи! Слава Тебе, Благодетелю, Спасе наш! Что было бы с нами без Тебя? Мы были бы истые звери и истребили бы друг друга. Что с отдельными личностями было бы, то и с народами. Если бы отдельные лица и народы жили по Евангелию Твоему, не было бы тогда вражды, междоусобий, войн. Когда мы вполне сознаем необходимость для нашего блага временного и вечного - жить по Евангелию? А теперь как мало и читающих Евангелие!

Господи! Исповедую пред Тобою, что не на даче, не в лесу жизнь и здравие, и крепость духовных и телесных сил, а у Тебя во храме, наипаче в Литургии и в Животворящих Твоих Тайнах! О, величайшее блаженство Святые Тайны! О, живот дающие Святые Тайны! О, любовь неизглаголанная - Божественные Тайны! О, промышление чудное и непрестанное Господа Бога о спасении и обожении нашем - Божественные Тайны! О, предображение вечной жизни - Божественные Тайны!

Владычице моя, Пресвятая Богородице! Тебе я молился пред Литургиею, да испросиши мне благодать совершить ее с силою многою, во славу Божию, во спасение мира и мое собственное! Ты все устроила во благо. Благодарю Тебя, Всеблагая Помощнице, Скоропослушница, упование непостыдное!

Сколько благодеяний доставила мне доселе вера Христова! Не говоря о бесчисленных других благодеяниях, скажу об одном: сколько душевных возмущений, страстей она прогоняла и умиротворяла меня! Сколько исправила кривых стремлений сердца! Сколько раз грехи очищены и душа спасена была от духовной смерти! И как близок Господь наш к верующему! Он как воздух, как дыхание уст наших, дыхание сердца нашего, души нашей.

Господи, благодарю Тебя от всего сердца моего за благодатные веяния Духа Твоего Святого во время богослужения общественного и домашнего, за очищение грехов, за мир, умиление и слезы, за отеческое утешение, за дерзновение, за силу.

Как иерей, молись наипаче об очищении, просвещении, освящении и обновлении людей Божиих и о своем обновлении, ибо хотя ты часто пиешь Кровь Завета Нового и вкушаешь животворящую плоть Агнца Божия, могущего тебя скоро переродить и обновить, однако же, по твоему нерадению, ты доселе не переродился и не обновился, будучи предан в глубине сердца тем же страстям, которые были в тебе и прежде. Приноси же Богу пламенную молитву об обновлении своем и людей Его. Это приятнейшая Богу жертва. Приноси с верою, упованием крепким, любовью нелицемерною: ибо Тому, Кто пришел из ризы ветхой сделать новую и влить вино новое в мехи ветхие, молитва об обновлении есть благовонный фимиам и содействие Владычним намерениям о возрождении рода человеческого, обветшавшего грехом.

Исполняющему безропотно послушание есть большой плод для души: что видим, как из примера Господа Иисуса Христа, Который за послушание вознесен, по человечеству, превыше всякого начальства и власти господства, - из примера всех святых Божиих, которые за послушание Сыну Божию, Евангелию Его, удостоены нетленных венцов небесных и вечной жизни с Богом и со святыми Его Ангелами. Кроме того, исполняющему послушание есть плод богатый и для тела: ибо что ленивые теряют, то трудолюбивые и усердные, несущие послушание, приобретают. Поэтому послушание благоплодно для души и для тела, и если неблагоплодно для тела, то непременно для души. Итак, всякий будь послушен во благое, но не на злое.

Быть смиренным значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и пр., и молиться за врагов своих.

Острие скорби, которое ты вонзишь невинно в чужое сердце, войдет и в твое сердце, по строгому закону возмездия: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). Не хочешь скорби, не делай ее и другому.

Если люди так долго работают житейской суете и заставляют нас часто дожидаться напрасно, когда они кончат ее, то нам ли, служителям Божиим, не работать медленно, с расстановкой, со смыслом, с чувством, с великим благоговением и усердием Господу Богу, читая молитвы внятно, раздельно? Пусть же лучше они ждут нас, чем мы - их. Да будет, Господи, сие при всяком священнослужении, при всяком совершении Таинств. Ты же даждь все сие: ибо без Тебе не можем творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Истинный христианин никогда не забывает, что он в этом мире пленник диавола и воздыхает непрестанно о духовной свободе, даруемой Сыном Божиим всем верующим в Него и употребляющим усилие освободиться от рабства грехам; истинный христианин живет осторожно, пользуясь умеренно всеми земными вещами, не проводит время в празднословии и праздных играх, не лихоимствует, не завидует, постоянно молится, кается в грехах своих.

Говорят: не важное дело есть скоромное в пост, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и проч.; но - из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным - даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и проч.? Возможно ли работать Богу и мамоне (Мф. 6, 24), быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и велиару? Невозможно. Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Не из-за яди ли единой? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы нерадим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию; из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную? Не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотию, а не духом, извращая свою нравственную природу? Не из-за пристрастия ли к пище, питию и проч. земным благам? Как же после этого говорить, что есть скоромное в пост не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него.

От какой глубокой язвы, от какой смертельной раны, от какого убийственного дыхания греха пришел спасти нас Небесный Врач, Господь Иисус Христос! Кто постигнет это вполне? Никто. Только отчасти, по своему опыту, некоторые из нас видят глубину бездны, в которую ниспали мы чрез грех, - все свое бессилие для добра, всю силу и бездну зла или греха, гнездящегося в нашем сердце. Но и это дает нам видеть просвещающая наши омраченные сердца благодать Божия. Естественным разумом человек этого не видит, и потому не может видеть и чувствовать нужды исправления и иметь силы для этого исправления и обновления.

Благодарю Господа, сильного в благости и благого в крепости Своей, за помилование скорое и великое, за исцеление глубоких язв сердечных, причиненных грехом. Что не могла сделать домашняя продолжительная молитва, то сделало одно прикосновение к животворящему, славному и страшному престолу Божию в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла: язва сердца, смущение, скорбь и теснота вдруг исчезли, как бы великая гора отпала от сердца, и я сделался мирен, на сердце стала легкость, простор и дерзновение. Дивны дела Твои, Господи! Дивен Ты, седящий на престоле славы Своея, в храмах христианских, Господи, Судие праведнейший и Спасителю многомилостивый и Вседержителю! Слава непобедимой благости Твоей, слава неисчетной силе Твоей, Царю веков!

Братия! Между существами, сотворенными от Бога, есть временные, преходящие, каковы все неразумные одушевленные и неодушевленные твари, органические и неорганические, да и самый мир, который имеет прейти: преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7, 31), - и есть вечные, непреходящие, каковы Ангелы и души человеческие, сами демоны с их сатаною. Для человека земная жизнь, жизнь в теле, служит только приготовлением к вечной жизни, имеющей начаться после смерти тела. Поэтому надо неотложно пользоваться здешнею жизнью для приготовления к другой и, работая больше в будни для земной жизни, в воскресные и праздничные дни работать всецело Господу Богу, посвящая их богослужению, чтению слова Божия, богомыслию, душеспасительным разговорам, добрым делам, особенно милосердию. Тяжко согрешает тот, кто пренебрегает делом духовного своего воспитания для вечной жизни в Горнем мире. Как можно забывать свое последнее назначение! Как можно быть столь неблагодарными пред Творцом, создавшим нас по Своему образу и подобию в неистление и для соединения с Собою и искупившим нас крестом Своим и отверзшим для нас врата Царствия Небесного! Как могут многие из нас прилагаться скотом несмысленным и уподобляться им! (Пс. 48, 13, 21). Горе имеим сердца! (Возглас на Литургии).

Тело, как временная одежда души, тленно и не составляет прямой жизни человека; истинная жизнь есть жизнь духовная. Разорви, уничтожь одежду человека, сам он останется жив: так по убиении, по смерти, истлении тела, душа остается жива. Да прилагаем же наибольшее попечение о душе, о ее спасении!

О храм святой! Сколь благо, сладостно в тебе молиться! Ибо где пламенная молитва, как не в стенах твоих, пред Престолом Божиим и пред лицем Седящего на нем! Поистине душа тает от умиления молитвенного, и слезы по ланитам струятся, как вода. Сладостно молиться за всех.

Дивлюсь величию и животворности Божественных Таин: старушка, харкавшая кровью и обессилевшая совершенно, ничего не евшая, - от причастия Св. Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться. Девушка, совсем умиравшая, после причастия Св. Таин, в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем, как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава животворящим и страшным Твоим Тайнам, Господи!

Будь верен Богу всегда и во всем: говоришь ли молитву Отче наш, говори каждое слово искренно, с благоговением, в единого Бога вперивши ум и сердце, не обращая ни на кого внимания; читаешь ли другую какую молитву, читай опять от всей души, не двоясь сердцем, не обращая ни на кого и ни на что недолжного внимания. Враг нашего спасения особенно силится отвлечь наше сердце и ум от Бога, когда мы приступаем служить Ему, и старается любодейственно привязать наше сердце и мысль к чему-либо постороннему. Всегда, во всякое мгновение, будь с Богом, особенно когда приносишь Ему молитву: в это особенно время будь Ему верным и неизменным. Изменишь, - от жизни отпадешь, в скорбь и тесноту вринешь себя.

К пище и питию не спеши, а к делу Божию поспешай скорее и, совершая дело Божие, о пище и питии не помышляй. Помни твердо, пред Кем стоишь, с Кем беседуешь, Кого воспеваешь; весь будь в Боге, принадлежи всецело Ему одному, молись всем сердцем, пой всем сердцем, для ближних служи, как для себя, радушно, всесердечно, не двоясь сердцем и мыслями. Господи! Помози: без Тебе не могу творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Сердце чисто - так и весь человек чист; сердце не чисто - и весь человек не чист: от сердца бо исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы: (Мф. 15, 19). Но святые все постом, бдением, молитвою, богомыслием, чтением слова Божия, мученичеством, трудами и потами стяжали чистое сердце, и вселился в них Дух Святой, очистил их от всякой скверны и освятил их освящением вечным. Старайся и ты более всего об очищении сердца. Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс. 50, 12).

Не цени даров Божиих ценою сребра и злата. Туне приял, туне будь готов и давать. Вознаграждение за труды предоставь произволению принимающих Таинство, и для предложивших или имеющих предложить самую меньшую плату за духовный труд твой трудись с такою же охотою, с какою трудишься для предлагающих крупное вознаграждение. Во время дела Божия не думай о сребре, не оскорбляй Духа Божия и не продавай даров Божиих, да не будет и сребро твое с тобою в погибель. Ах, многие самым делом одни продают, а другие покупают или мнят купить сребром дары Святого Духа, на подобие Симона волхва.

Пищу и питье надо употреблять только для укрепления своих сил, а не для лакомства, и не есть, когда природа не требует того. Многие из нас (и я первый), если не покаются и не исправятся, будут осуждены за то, что не вовремя ели и пили, и таким образом, при разуме, жили как неразумные животные и омрачали свое неразумное сердце. Вы забавлялись пищею и питием и часто ели и пили, когда вам не следовало есть и пить: горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете (Лк. 6, 25). Насладистеся на земли, упитасте сердца ваша аки в день заколения (Иак. 5, 5).

Вот на это ваше ежедневное действие, на принятие пищи и пития, обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и питья, от качества и количества их, зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность. Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34); а и чай, и кофе принадлежат тоже к пьянству, если неблаговременно и в излишестве употребляются. О, горе нам, насыщенным ныне и нередко с пренебрежением на дары Божии взирающим!

Диавол чрез плоть нашу и вообще чрез вещественность действует на нас ко вреду нашему. Так чрез вино, чай, кофе, чрез лакомства, вообще, чрез деньги, одежду и проч. он разжигает наши страсти. Потому надо крепко беречься пить много вина, чаю или кофе, или есть лакомства, особенно без другой существенной, крепкой и здоровой пищи. Эти лакомства надо употреблять уже после всего, в самом умеренном количестве.

Се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу (Лк. 22, 31). Вот кто так сильно рассеивает наши мысли в храме при богослужении, дома на молитве; вот кто отвлекает наши мысли от Бога, от души нашей и душ человеческих, от небесного и вечного; вот кто занимает нас земными безделками или земною суетою, земным ничтожеством, земною прелестью: пищею, питьем, одеждами, жилищами и проч., и проч. Надо нам молиться друг за друга, да не оскудеет вера наша, как Спаситель молился о Петре.

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водою, она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водою, она делается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Приносит ли пользу невольная, наружная молитва? Нет, она противна Богу. То же разумей и об учении. Учение невольное, буквальное, не приносит пользы. Как невольный молитвенник только слова перебирает, а силы их часто не понимает и не чувствует, и не просвещает, не согревает, не оживотворяет ими сердца своего, так и невольный ученик. Надо приучать добровольно учиться, надо учить размышлять о том, что говорят.

Каким ты именем называешься по вере? Христианином. Что оно значит? Означает то, что я член великого Тела Христова, которое именуется Церковию Христовою, что я Христов раб и послушник. К чему обязывает тебя имя христианина? К тому, чтобы я всегда имел Христа в мыслях и сердце своем, имел всегда дух Его во всем житии своем, подражая Его житию, исполняя Его святые повеления и мудрствовал горняя, идеже есть Христос, одесную Бога седя (Кол. 3, 1-2), презирая дольнее.

Что такое святость? Свобода от всякого греха и полнота всякой добродетели. Этой свободы от греха и добродетельного жития достигают только немногие усердные, и то не вдруг, а постепенно, продолжительными и многими скорбями, болезнями и трудами, постом, бдением, молитвою, и то не своею силою, а благодатию Христовою. Только Владычица Богородица с самой ранней юности, от самой утробы матерней, освятилась, и потом во Святое Святых освятил Ее Господь совершенным освящением чрез Ее непрестанную молитву, чтение слова Божия и размышление о нем, чрез наставления небесных, чистых, бесплотных Сил, особенно чрез Свое внутреннее озарение. Святыня соответствует в природе свету солнечному и белизне снега, а грех - тьме, чуждой света; и грязи, и ржавчине.

Смотря на икону Божией Матери с предвечным Младенцем, подивись, как приискренне соединилось Божество с человечеством, прославь благость и всемогущество Божие и, познав свое достоинство человеческое, живи достойно высокого звания, к которому ты призван во Христе, т.е. звания чада Божия и наследника вечного блаженства.

Для чего Господь дает человеку продолжение дней на земле? Для того, чтобы человек имел время покаяться и очиститься от грехов и страстей и чтобы истина и любовь совершенно проникли в сердце посредством обучения чувств его относительно добра и зла.

Что такое души человеческие? Это одна и та же душа, или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому все равно что один человек или одно великое древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: возлюбиши Господа Бога твоего (первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею, и всею крепостию твоею, и ближняго твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), яко сам себе (см. Мк. 12, 30-31; Мф. 22, 37-39; Лк. 10, 27). Естественная необходимость исполнять эти две заповеди.

Всякого приходящего к тебе человека, особенно с духовною целью, принимай с ласковым и веселым видом, хотя бы то был нищий или нищая, и внутренно смиряйся пред всяким, считая себя ниже его, ибо ты от Самого Христа поставлен быть слугою всех, и все суть члены Его, хотя, подобно тебе, и носят на себе язвы прегрешений.

В истине Евангелия и церковных чтений не должно сомневаться. Все, что в Евангелии и в Церкви, есть дыхание Духа истины, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею (Пс. 11, 7), живот, мир и сладость духовная. Горе сомневающемуся: дух лжи омрачит, стеснит и повергнет его в уныние и скорбь. Опыт.

Господу, как чадолюбивейшему Отцу, приятно, когда мы искренно молимся о людях - Его детях, и как родители, по просьбе добрых и благонравных детей своих, милуют недобрых, капризных и злонравных, так Отец небесный, по молитве сущих Своих (2 Тим. 2, 19) или по молитве иереев Своих, облеченных благодатию, за народ, милует и недостойных, как помиловал и миловал непокорный и ропотливый еврейский народ в пустыне за молитвы Моисея. Но какая это была пламенная молитва!

К славе Пресвятого имени Владыки Господа Иисуса Христа и Владычицы Богородицы - ощущал я тысячекратно в сердце моем, что после причастия Святых Таин или после усердной молитвы домашней, обычной или по случаю какого-либо греха, страсти, и скорби, и тесноты, Господь, по молитвам Владычицы, или Сама Владычица, по благости Господа, давали мне как бы новую природу духа - чистую, добрую, величественную, светлую, мудрую, благостную - вместо нечистой, унылой и вялой, малодушной, мрачной, тупой, злой. Я много раз изменялся чудным, великим изменением, на удивление самому себе, а часто и другим. Слава силе Твоей, Господи! Слава благости Твоей, Господи! Слава щедротам Твоим, Господи, яже являеши на мне грешном!

Наша жизнь есть любовь, - да, любовь. А где любовь, там и Бог, а где Бог, там все добро. Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Итак, с радостию всех питай и услаждай, с радостию всем угождай и надейся во всем на Отца Небесного, Отца щедрот и Бога всякого утешения. Приноси в жертву любви к ближнему то, что дорого тебе. Приноси своего Исаака, свое сердце многострастное, в жертву Богу, закалай его своим произволением, распинай плоть со страстьми и похотьми. Все получил от Бога, будь готов и отдать все Богу, чтобы, быв верен в малом Господу своему, ты был поставлен потом над многим. О мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю (Мф. 25, 23). Считай за мечту все страсти, как и дознал это тысячекратно. Аминь.

О как мудр должен быть христианин в жизни! Он должен подобиться многоочитому Херувиму - быть весь оком, весь умом и размышлением непрестанным, кроме случаев, в которых требуется неразмышляющая вера.

Христианин! Помни и носи всегда в мыслях и в сердце великие слова молитвы Господней: Отче наш, Иже еси на небесех (Помни: кто наш Отец? Бог - Отец наш, Любовь наша; кто мы? Мы - дети Его, а между собою братья; в какой любви между собою должны жить дети такого Отца? Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8, 39); какие же дела должны делать мы)? Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя. Хлеб наш насущный даждь нам днесь (хлеб наш - общее все - а не свой; самолюбие должно быть изгнано из сердец чад Божиих: мы - одно), и остави нам долги наша (хочешь и любишь, чтобы Бог прощал тебе грехи, за обычное считай прощать грехи и людям, согрешающим против тебя, зная, что любовь долготерпит и милосердствует). Не введи нас во искушение (и сам не вдавайся во искушения; не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя. Господь покров твоей на руку десную твою (Пс. 120, 3, 5). Но избави нас от лукаваго (сам не предавайся ему волею, и Господь не выдаст тебя ему). Яко Твое есть царство (признавай единого Царя Бога и Ему единому работай) и сила (на Его всемогущую силу уповай) и слава (о Его славе ревнуй всеми силами и во всю жизнь) во веки (Он вечный Царь, а царство сатаны скоро прейдет, как хищническое, ложное). Аминь. Истинно все это. Помни больше всего эту молитву и чаще ее прочитывай в уме да размышляй об ней, что значит в ней каждое слово, выражение и прошение.

Братия и сестры! Вы родились снова (после рождения от родителей) водою и Духом, вы стали тогда чадами Божиими, - скажите, достойно ли такого высокого звания вы живете? Так ли вы живете, как должно жить чадам Божиим? Видно ли из ваших поступков, что ваше житие на небесех есть (Флп. 3, 20)? Видно ли, что вы ожидаете паки с небес Господа своего, как Он обещал нам это в Своем святом слове? Презираете ли дольнее, стремитесь ли всем сердцем к горнему? Не любите ли вы мир прелюбодейный и грешный? Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. Любы мира сего вражда на Бога есть. Яко все, яже в мире, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская (см. 1 Ин. 2, 15-16; Иак. 4, 4). Мир этот распял и доныне распинает Сына Божия. Братия и сестры! Смотрите за собою, живете ли по Евангелию? Не противно ли ему? Читайте чаще первые главы Евангелия от Матфея.

Спаси нас, род Твой, Владычице! Спаси нас, единокровных Твоих! Спаси нас, Мати Живота и Мати всех нас, хотя мы и не достойны называть Тебя Материю своею! Очисти, освяти, утверди и спаси нас молитвами Твоими!

Для чего мне имение? Для того, что им существовать мне и моему семейству и моим сродникам, чтобы подавать бедным, а не для того, чтобы его скоплять. Мерь щедро, чтобы щедро отмерил Тебе Бог по даянию Твоему. Притом имение все или средства к жизни - Божии, а не наши, а Бог - Начальник живота: Он и заботится о поддержании нашей жизни чрез нас самих или чрез других, или непосредственно. Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим (Ектения). Мы говорим: нам нужно жить, а живот наш - Бог: значит, и все средства к жизни Бог подает и подаст.

Во многих светских журналах и газетах, которых число умножилось до крайности, дышит дух земной, нередко богопротивный, между тем как христианин (в надежде) есть гражданин не только земли, но и неба, и должен мудрствовать и о небесном. Языческая древняя письменность была нередко, кажется, лучше и чище (Цицерон), возвышеннее по своему началу и побуждению, чем письменность иная народов христианских. Ипостасное Слово Отчее, Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно и крепко оскорбляют христианские народы, которые должны были бы быть по преимуществу словесными, т.е. богоподобными существами, - в устном и печатном слове, которое тратится во множестве попусту и даже к соблазну христиан, светскою письменностию отвлекаемых от чтения слова Божия и писаний св. Отцов. В преумножении льстивых словес уловляют и обольщают редакторы и издатели журналов и газет словесное стадо Христово. О, Слове Божий! Какой ответ дадим мы на Страшном Суде Твоем!

Где теперь чтение в домах богодухновенной Псалтири, внушающей такую великую веру в Бога, такое крепкое упование на Бога в напастях, в болезнях, в бедах и скорбях, и такую пламенную любовь к Богу? Где чтение богодухновенных псалмов, которое было любимым чтением наших предков, не простых только, но бояр и самих князей? Нет его: зато нет во многих веры, упования христианского и любви к Богу и ближнему, а есть безверие, отчаяние, ненависть. Нет пламенной молитвы, нет чистоты нравов, нет духа сокрушения о грехах и умиления, нет правды, мира и радости в Духе Святом. Большинство христиан проникнуты духом мира, духом журналов, газет и вообще светских писателей, кои сами проникнуты в свою очередь духом языческим, а не христианским, духом отрицания богодухновенности Священного Писания и превозношения себя самих, своего гордого и напыщенного разума, духом житейской суеты.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10


Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library