Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Часть II    [Содержание]


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Забуду ли я Тебя, Господи, невидимый, непостижимый Господи, исполняющий присно сердце мое жизнью, светом, миром, радостью, силою, терпением, Тебя, Который бываешь для меня всяким благом в моей жизни и един составляешь жизнь мою? - О! не дай мне забыть Тебя!

Господи! имя Тебе - Любовь: не отвергни меня заблуждающего человека. Имя Тебе - Сила: подкрепи меня изнемогающего и падающего. Имя Тебе - Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе - Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе - Милость: не преставай миловать меня.

Я молюсь иногда в церкви о людях Божиих так: вот, многие из предстоящих в храме Твоем стоят праздны душами своими, как сосуды праздные, и о чесом бо помолимся, якоже подобает, не ведят; исполни Ты их сердца ныне, в это время для них благоприятное, в этот день спасения, благодатью Всесвятого Духа Твоего и даруй их мне, молитве моей, любви моей, исполненных познанием благостыни Твоей и сокрушения и умиления сердечного, как наполненные сосуды, даруй им Духа Святого Твоего, ходатайствующаго в них воздыхании неизглаголанными (Рим. 8, 26). Я сам, пастырь, грешен и нечист паче всякого человека, но не взирай на грехи мои, Владыко, а презри их по великой милости Твоей, и молитву мою, ради благодати священства, на мне лежащей и во мне пребывающей, услыши в час сей; да не будет во мне, Господи, праздна благодать священства, но да горит она во мне всегда верою, надеждою, любовью и сыновним дерзновением молитвы о людях Твоих.

Владыко! слезную молитву мою о духовных чадах моих и всех благоугождающих Тебе христианах православных приими за самое попечение мое об их спасении, за мою заботу пастырскую! Будь, по молитве моей, Сам Ты для них и гласом, и трубою, пробуждающею от сна греховного, и оком, назирающим за их сердцами, и рукою, подкрепляющею их на пути к горнему отечеству и восставляющею падающих от маловерия, малодушия и уныния, и любовью материнскою, - которою скуден я, - нежно заботящеюся о их истинном благе; буди им вся, да всяко некия спасеши (1 Кор. 9, 22). Ты бо един еси воистину Пастырь, самые души человеческие невидимо и сокровенно пасущий. Ты единый истинный и премудрый Учитель, - глаголющий в самые сердца людей Твоих; Ты еси един истинный Любитель Своих созданий и чад по благодати; у Тебя и премудрости и всемогущества - бездна. Ты един присно бодрый и неусыпающий и в самом сне нас поучающий путям Твоим. - Буди убо Ты, Владыко, вместо меня Пастырь и Учитель вверенным мне от Тебя овцам Твоим; Сам води их на пажити злачные; Сам охраняй их от волков духовных и плотских; Сам направи ноги их на путь истины, правды и мира. Буди вместо меня для них и светом, и оком, и устами, и рукою, и премудростью, паче же всего любовью, ею же скуден аз многогрешный.

Бог есть бездна всякого блага, всеведения, премудрости, всемогущества, благодати и милосердия, правды, неизменяемости в добре, но прилепляяйся Господеви чрез молитву веры и чрез дела любви - един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17): потому и он исполняется, по мере своей веры и любви, мудростью, силою духовною, получает от Него, как от истой Благости, вся яже ко спасению, и сам бывает благ и сострадателен к другим, исполняется разума духовного, твердости и неизменяемости в вере и добродетели. Так как Бог есть источник приснотекущий, то нам следует только верою живою и любовью нелицемерною быть соединенными с Ним, чтобы исполняться от Него всякими благами духовными. Это соединение возможно всегда и на всяком месте, было бы только всегда с Ним наше сердце, а не с диаволом и не с суетою мира сего. - Потому-то мы видим между праведниками прозорливых и пророков, творящих чудеса всемогущества Божественного, любви и милосердия, твердых, неизменных в добродетели до положения жизни своей за веру, ради любви к Богу, исполненных духовной мудрости святых, яко свят Господь Бог (Пс. 98, 9) их.

Если сердце и мысли твои в согласии со вселенским верованием и с заповедями Божиими, то непременно ты имеешь тогда тесную связь с Богом и сродство с Ним, потому что Бог есть духовная, мысленная, личная Сущность; но если сердце твое и помышления твои в чем-либо изменяют сознательно вселенской вере и заповедям Божиим или словам Евангелия, предписывающим правила христианской жизни, то твое соединение с Богом разрывается и твое сердце вступает в гибельную связь с врагом истины и жизни - диаволом. - Как воздух комнатный, не сообщающийся с внешним воздухом, перегорает, наполняется множеством посторонних, вредных для жизни начал и теряет свои жизненные начала, - так и душа, отделяющаяся от Бога чрез намеренное сомнение, неверие и беззакония, теряет свое жизненное начало и живет только физическою, низшею жизнью. Как для освежения воздуха, для наполнения его жизненными началами, надо проводить внешний воздух в комнату, так и в душу - этот как бы воздух, заключаемый в храмине нашего тела, - надо проводить, верою и любовью, животворное дыхание или веяние Божественного Духа, и тогда она каждый раз будет оживляться, будет получать новые силы для веры и любви. Святым Духом всяка душа живится (Антиф., гл. 4, на утрени). Ибо что такое человек, как не сткляница, исполненная дыханием Божиим, или душою по образу и подобию Божию? Надо же переменять воздух в этой стклянице, - тем более, что в нас он от природы испорченный, от самых первых виновников греха, и портится нашими страстями и похотями и заражается часто ядовитым диавольским дыханием.

Как комнатный воздух имеет тождество с внешним и от него происходит, как он необходимо предполагает наружный, всюду разлитый воздух, так и душа наша - дыхание Духа Божия - предполагает существование вездесущего и вся исполняющего Духа Божия. Параллель между храминами вещественными и храминами духовными.

Однажды навсегда знай, что в Церкви, во всех ее службах, таинствах и молитвословиях дышит дух святыни, дух мира, дух жизни и спасения, а это свойственно только Духу Святому. Святые помышления или слова жизни и истины легко отличить от помышлений и слов лжи и смерти; первые приносят в душу мир и жизнь: последние - томление, беспокойство, смерть духовную. - Мудрование плотское - смерть есть; а мудрование духовное - живот и мир (Рим. 8, 6).

Так как Бог есть мысленное Существо, то чрезвычайно скоро можно потерять Его из сердца; равно как скоро же можно решительным покаянием во грехах приобресть Его сердцу.

Дивное дело! когда сердце посредством живой веры соединено с жизненным началом - Духом Святым, тогда оно покойно, пространно, и мысль тогда свободна и светла, и язык свободен и плавно ровен; но лишь только мысленно пожалеет человек в это время для брата своего чего-нибудь вещественного, например, пищи, денег, вспомнивши о каком-нибудь брате, ищущем его пищи, сердце его мгновенно поражается духовной апоплексией, бывает связано, удручено; мысль также связывается вследствие поражения сердца - источника мысли и темнеет, язык - тоже, кровь принимает усиленное обращение и делаются приливы к голове, весь человек бывает в стеснительном, ненормальном положении. - Так достойно наказывается пренебрежение наше к духовной стороне нашего брата; так достойно наказывается привязанность наша к вещественности! Слава правде Твоей, Господи!

Всемогущая сила Божия, сущая и действующая во всем мире, сосредоточивается, подобно тому, как солнечные лучи собираются в фокусе или в стекле, - в святых иконах. Сосредоточение силы Божией особенно бывает в разумном образе Божества - в человеке, именно в сердце его, исполненном веры, надежды и любви, как в фокусе; в нем-то отражается светом Своим Солнце правды, Триипостасный Бог наш с обилием даров Своих по мере веры каждого, - согревая и освещая душу каждого.

Вы видели, как лик человеческий в разломанном зеркале отражается во множестве ликов по числу отдельных, разбитых кусков зеркала, или как в каждом водяном пузырьке, или в каждой капельке росы и в каждом зрачке глаза отражается лик человеческий? Если это такое возможное и обыкновенное дело в природе, то отчего нам, христианам, не допустить многочисленных изображений одного итого же лица, положим Господа, или Пречистой Его Матери, или святого, и в каждом образе не видеть Самого Господа, или Пречистой Его Матери, или святого, как в зеркале или в рисунках мы видим многочисленные отображения одного и того же лица, и не чтить их свойственною им честью? - Не сама ли природа некоторым образом учит нас перенимать у нее то, что служит к нашему благочестию?

При молитве нашей к Богу, Пречистой Богородице, Ангелам и святым человекам они предполагаются предстоящими нам и внимающими нам, как это обыкновенно бывает при беседе двух или нескольких лиц, лицом к лицу стоящих друг к другу. И это действительно так и есть. Лицо Господне всегда пред нами; равно и Владычица с Ангелами и святыми в Господе Боге всегда лицом к лицу с нами, только бы сердца наши были обращены к Ним. Владычица, все Ангелы и святые человеки, как в одном доме, одна семья, - Владычица, как Матерь всех, святые Ангелы и человеки, как старшие и младшие братья наши. - Как в семействе доброго отца все дети всегда с ним, все друг друга любят и друг о друге заботятся, так и у Отца Небесного Ангелы и человеки всегда пред Его лицом, друг друга любят и друг о друге заботятся, сильные о немощных, совершенные о несовершенных.

Если ты от сердца молишься Господу, или Владычице, или Ангелам, или святому, то ты говоришь самому сердцу Господа, Владычицы, Ангела или святого: ибо все мы в одном сердце Божием - в Духе Святом, все святые в Божием сердце. Во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56).

Когда молишься, веруй твердо, что Господь присущ каждому слову молитвы и о чем ни попросишь, Он есть исполнение, для тебя и для всякого другого, каждого прошения твоего.

Враг ежедневно сильно гонит мою веру, надежду и любовь. - Гонят тебя, моя вера! Гонят тебя, моя надежда! Гонят тебя, моя любовь! Терпи вера, терпи надежда, терпи любовь! Мужайся вера, мужайся надежда, мужайся любовь! - Бог ваш поборник! - Не ослабевай вера, не ослабевай надежда, не ослабевай любовь!

Всячески почитай лики человеков живых, да почитаешь как должно лик Божий. Ибо лик Господа Иисуса Христа есть лик человеческий. - Не уважающий лика человеческого не уважит и лика Божия!

Не все ли Я для тебя, Я Отец и Сын и Святой Дух - Бог твой, живот твой, покой твой, радость и блаженство твое? Твое богатство, твоя пища и питье, твое одеяние и все твое? - К чему же ты прилепляешься? К праху ли? Чего ты жалеешь для Меня в лице ближнего? Праха ли? Для Меня ли, все сотворившего, для Меня ли, Который могу землю и камни претворить в хлебы, воду источить из камня? - Будь всегда со Мною и во Мне, и будешь всегда спокоен и весел. - Пострадало ли когда твое упование на Меня? Не всегда ли Я успокаивал и оживотворял тебя?

Если все твое благо будет общим с ближним, то все Божие будет обще с тобою. Еже аще хощете, просите, и будет вам. Моя вся Твоя суть и Твоя - Моя (Ин. 15, 7; 17, 10).

Когда запрещаешь диаволу именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый. Равно если просишь чего у Отца Небесного или совершаешь что-либо о имени Господа нашего Иисуса Христа, то Отец Небесный о имени Своего возлюбленного Сына все подает тебе в Духе Святом, если ты творишь заповеди Его, - а в таинствах и вовсе невзирая на твое недостоинство. Где употребляется с верою имя Божие, там оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила.

Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как Всеведущий, и Сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, - забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви. - Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных (Евр. 12, 23), по любви своей постоянно молится за нас Богу, - и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, - равное за равное. Мы поминали их, они - нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. - Много значит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва праведнаго (Иак. 5, 16).

Молясь за живых и умерших и называя их по именам, надобно от всего сердца, с любовью произносить эти имена, как бы нося в душе те лица, имена коих поминаешь, подобно как доилица носит и греет своя чада (1 Сол. 2, 7), памятуя, что они члены наши и уды Христова тела (см. Еф. 4, 25; 5, 30); не хорошо пред лицем Божиим только перебирать языком имена их, без участи и любви сердца. Надо помыслить, что Бог зрит на сердце, - что и лица, за коих мы молимся, также требуют от нас, по долгу любви христианской, братского сочувствия и любви. Великая разница между бесчувственным перечнем имен и между сердечным поминанием их: одно от другого отстоит, как небо от земли. Но имя Самого Господа, Пречистой Его Матери, святых Ангелов и святых Божиих человеков по преимуществу надо призывать всегда от чистого сердца, с верою и любовью пламенной; вообще, слова молитвы не надобно перебирать только языком, как бы перевертывая пальцем в книге листы бумаги, или как бы отсчитывая монету; надо, чтобы слова выходили, как ключ живой воды из родника своего, - чтобы они были искренним голосом сердца, не были чужою заимствованною одеждою, чужими руками.

Ко всякому слову имей такое внимание и уважение, какое имеешь к живому человеку, и твердо веруй, что слово Божие живо и действенно, как живое существо, как Ангел, и, по причине своей духовной тонкости, проходит до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4, 12). Слово Божие есть Сам Бог. - Итак, когда говоришь, веруй, что ты имеешь дело с живыми, а не с мертвыми существами, с действенными, а не с косными и бессильными. Знай, что ты должен говорить с верою и уверенностью каждое слово. - Слова - живые бисеры. Не пометайте бисер ваших пред свиниями (Мф. 7, 6).

Что человек произошел от Слова Божия, доказательством тому служить самое слово человек, и потом имя, данное ему при крещении или при обряде наречения имени. Доколе человек живет, дотоле все называют его этим именем и он отзывается на него, что он точно то; он весь заключается в своем имени. Наконец, когда он умрет и тленные останки его схоронятся в землю, остается в памяти одно имя его, как свидетельство происхождения его от Слова Божия, - это невещественное, вечное, как душа, достояние его и наше.

В молитве требуется, во-первых, чтобы предмет молитвы был высказан определенно или, по крайней мере, в сердце было ясное сознание и желание его; во-вторых, чтобы это желание было высказано с чувством и живым упованием на милость Владыки или Божией Матери; в-третьих, нужно твердое намерение впредь не согрешать и творить во всем волю Божию: се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14).

Когда молишься о чем-либо Господу, или Пресвятой Богородице, или Ангелам и святым - прося их предстательства о себе или о других людях пред Богом, - тогда слова, выражающие твое прошение, твои нужды, имей за самые вещи, за самое дело, которого ты просишь у Господа, и веруй, что ты уже имеешь верный залог в получении предмета твоих прошений в самых словах, коими означается этот предмет. Например: ты просишь здоровья себе или кому-либо: слово - здоровье - имей за самую вещь, за самое дело; веруй, что ты его уже имеешь по милости и всемогуществу Господа, ибо самое слово, название, во мгновение у Господа может быть делом, - и получишь непременно просимое за свою непоколебимую веру. Просите, и дастся вам (Мф. 7, 7). Елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете, и будет вам (Мк. 11, 24).

Не обращай внимания на омрачения, огнь и тесноту вражию во время совершения молитвы и твердо положись сердцем на самые слова молитвы, с уверенностью, что в них сокрыты сокровища Духа Святого: истина, свет, животворящий огнь, прощение грехов, пространство, покой и радость сердца, живот и блаженство.

Великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святой Дух, или Отец, Слово и Святой Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трех Лицах. - Но из Бога и Богом и в Боге всяческая (см. Рим. 11, 36): потому, если ты живою верою и добродетелью, особенно кротостью, смирением и милосердием соединен с Богом Триипостасным, проси у Него чего хочешь, чего научит тебя просить Дух Святой - и будет тебе; - или скоро, во мгновение, в один час, или чрез некоторое время по усмотрению Премудрости Божией. - Проси от Мене, и дам ти (Пс. 2, 8), - все, чего бы ты ни попросил, меньше, без всякого сомнения, бесконечно меньше Самого Дателя, как от Него имеющее бытие. А как Сам Податель - Само это бесконечное, простое Существо, может быть некоторым образом обнято одною нашею мыслию, одним словом, то верь, что одно слово твое, одно прошение твое об исполнении чего-либо, тотчас по манию Господа может стать вещью и делом. Речет: и будет, повелит: и создастся (Пс. 32, 9). Вспомни Моисеевы чудеса, вспомни, как этот человек Божий был богом для Фараона и как мгновенно по его слову, или по движению руки, или жезла его все претворялось или появлялось. - О, Боже великий, Боже препрославленный, Боже чудес, Боже милости, щедрот и человеколюбия неизреченного, слава Тебе всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.

Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным. Еще гордость в вере обнаруживает себя похвальбою в мнимом знании всего, тогда как весьма мало знает или совсем слепотствует душевными очами. Это не стоит читать, говорить: известно; этих проповедей не стоит читать: в них все одно и то же, что уже известно мне. - Великая степень гордыни человеческой обнаруживается в том, когда простой смертный дерзает сравнивать себя с святыми Божиими и не видит их великих и дивных совершенств, собственными подвигами приобретенных ими при содействии благодати Божией, совершенств, которые Сам Бог увенчал и прославил в них. Он говорит: для чего я буду чтить их, особенно молиться им? Они такие же люди, я молюсь одному Богу, - а не знает того, что Сам же Бог повелевает нам просить за себя молитв праведников. Точию лице его прииму (Иов. 42, 8).

Гордость в вере обнаруживается еще в нечувствии грехов своих, в фарисейском оправдании и самовосхвалении, - в нечувствии милостей Божиих, в неблагодарности Богу за все доброе - в нечувствии нужды славословия велелепоты Божией. - Все, немолящиеся Господу Вседержителю, Богу духов и всякия плоти, Животу своему, не молятся по тайной гордости.

Когда во время молитвы Божией Матери не обрящешь в сердце своем подобающего благоговения к Ней, и почувствуешь лукавые и хульные помышления, тогда воскликни следующие похвальные, по достоянию к Ней приложимые слова: "Вся Ты, Владычица, свет, вся святыня, вся благость, вся премудрость, вся Ты можешь яко Мати Всемогущаго, всегда Ты едина и Та же всесовершенная яко Мати всесовершеннаго Царя славы!"

Неверие само себя изобличает в том, что оно лживо и не имеет ничего общего с истиною; неверующее сердце беспокойно, смутно, слабо, неосновательно; напротив, вера спокойна, блаженна, величественна, тверда.

Молясь Господу, или Владычице, или Ангелам, или святым, не давай никакого труда Господу, Владычице, Ангелам и святым - исполнить твое прошение или прошение верующих, но веруй, что как легко тебе мыслить о каком-либо благе, так Господу легко и просто даровать его людям Своим, равно как молитвами Пречистой Своей Матери, Ангелов и святых. Кроме того, так как Бог есть преизливающаяся, бесконечная Благость, то Он и хочет и ищет всегда сообщения Своей благости тварям Своим, только бы мы с верою, упованием и любовью обращались к Нему, как чада к Отцу, сознавая свою греховность, бедность, нищету, слепоту, немощь без Него.

Когда молишься Отцу и Сыну и Святому Духу - в Троице единому Богу, - не ищи Его вне себя, но созерцай Его в себе, как в тебе живущего, совершенно тебя проникающего и знающего. - Не весте ли, яко храм Божий есте (Бога в Троице), и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16)? - Вселюся в них и похожду (т.е. буду ходить с ними), и буду им во Отца (Лев. 26, 12; см. 2 Кор. 6, 16, 18). Господи! Ты проникаешь меня и знаешь (см. Пс. 138, 1), говорит Давид.

Когда во время молитвы усомнишься в возможности исполнения какого-либо прошения твоего, то вспомни, что со стороны Бога вся возможна суть даровать тебе, кроме прямого зла, которое свойственно только диаволу, - что самое слово или самое прошение твое о чем-либо есть уже верное ручательство со стороны твоей, что исполнение его возможно: ибо если я могу помыслить только о чем-либо, возможно ли оно для меня или невозможно, то это "что-либо" - непременно возможно для Господа, для Которого одна мысль есть уже дело, если Он благоволит осуществить ее; да и для тебя в слове уже существует это благо, и только не существует в деле; - но для приведения прошения в исполнение у Него - Сын Творец, и Совершитель Дух Святой. - К возможности все осуществлять присоедини Его бесконечную благость, по которой Он есть Источник приснотекущий как бытия, так и всех даров бытия. Он есть Бог дарований, Бог милости и щедрот. Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7). - К этому присоедини премудрость Божию, которая в даровании умеет избирать для нас благо самое лучшее, самое соответствующее нашему духовному и телесному состоянию. - С твоей стороны требуется твердая, несомненная уверенность в возможности исполнения для Господа твоего прошения и еще то, чтобы прошение твое было непременно благое, о благом, а не о чем-либо худом. - Даст, сказано, блага просящим у Него (Мф. 7, 11).

Молясь Богу, нужно стяжать такую твердую, непоколебимую веру, чтобы сомнение в чем-либо было делом трудным, даже невозможным, а для этого иметь в сердце как бы начертанными слова: вся возможна суть у Бога (Мф. 10, 27); нужно еще иметь живую уверенность, что Господь все исполняет, - что существо Его есть Любовь и Благость; что Его дело и как бы существо: творить, давать, миловать, ущедрять, исполнять наши прошения. - И вся, елика аще просите в молитве, веруйте яко приимете, и будет вам (Мф. 21, 22; см. Мк. 11, 24). Еще надо крепко внимать своему сердцу, чтобы оно не лгало, чтобы каждое слово выходило из глубины его, как сказано: из глубины воззвах к Тебе, Господи (Пс. 129, 1)! То есть надо крайне заботиться об истине молитвы, о той искренности, которая делает своими все слова молитвы, составленные другим, почитает истинным каждое слово молитвы.

Ревнуй о любви все пройдет, а любовь пребудет вечно, как Сам Бог, Который есть Любовь.

Жизнь - великая опытная наука. Нет ничего труднее, как проходить эту науку, тесный путь и узкие врата. И кто в школе матерней или в училище не навык вере и страху Божию и житию благочестивому, - тому особенно будет тяжело учиться в школе жизни. Тот, хотя бы он был в школе наук умен, многосведущ, был в большем почете за свои способности, в школе жизни оказывается невеждою, - мало того: иногда ни к чему непотребным, ни к семейной жизни, по причине своего неуживчивого характера или своего необузданного сердца, ни к общественной деятельности. Он бедствует и нередко терпит крушение в жизни, как нагруженное множеством товара судно в море, пущенное во время бури без руля, без снастей и парусов.

Помни, словесное существо, что все сотворено Словом и все существует Им, и имей несомненную веру, что творение или претворение чрез слово твоих уст, властью Божией, есть самое обыкновенное дело; потому же имей величайшее уважение к слову и не трать его по пустому, тем более не употребляй его в орудие лжи, - осудит Господь говорящих ложь. - О, Боже мой! мир духов и мир вещественный созданы и существуют Божиим Словом, Которое со Отцом и Духом есть простое Существо, Дух, Единица, поклоняемая в Троице Ипостасей.

Прося у Бога различных благ, веруй, что Бог все для всех: просишь у Него здравия - веруй, что Он здравие твое; просишь веры - Он вера твоя; любви - Он любовь твоя; мира и радости - Он мир и радость твоя; помощи на врагов видимых и невидимых - Он помощь твоя всесильная; какого бы ты блага у Него ни попросил, Он есть именно это благо, как и всякое, и если найдет благопотребным даровать тебе это благо, то и будет для тебя этим благом. Будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28).

Слово в устах одних - дух и жизнь, а в устах других - мертвая буква (например, во время молитвы и проповеди). Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть (Ин. 6, 63). Таковы должны быть по-настоящему и наши слова, ибо мы образы Бога Слова.

Как тело дышит воздухом, так душа дышит милостями Божиими. - Как отец и мать почитают за обыкновенное, как бы природное, необходимое дело - подавать детям ежедневно хлеб или рыбу - самую обыкновенную нашу пищу, и не подают им вместо хлеба камня, вместо рыбы змею, хотя от природы злы и лукавы, - то, кольми паче, не бесконечно ли больше благоподателен Отец Небесный, сущая Благость, и не даст ли, кольми паче, Он блага просящим у Него (Мф. 7, 11)? - Как вод преизобильное множество на земле, и все пьют их, приходят и черпают даром, так Господь есть как бы Океан глубокий духовный вод живых: приходи и черпай всякий блага духовные почерпалом истинной, твердой и непостыдной веры. Только простри это сердечное почерпало, и непременно зачерпнешь изобильно воду жизни, прощение грехов и мир совести. Но бойся сомнения: оно лишает тебя средства почерпать всякую милость Божию.

Если не имеешь твердой непостыдной веры в Бога Всеблагого и Всемогущего, не приступай поспешно просить Его о даровании какого-либо блага: иначе диавол сразит и уязвит тебя маловерием или неверием в возможность исполнения твоей молитвы, и отойдешь от лица Божия посрамленным, унылым и мрачным. - Не будь легкомыслен, но наперед сед, разочти, по слову Господню, свое имение душевное, или взвесь веру свою - аще имаши елика суть на совершение. Аще ли же ни, - видящие твою несообразительность бесы начнут смеяться над тобою, говоря: сей человек начат здати и не може совершити (Лк. 14, 28 - 30). - Так, прежде молитвы, сообрази степень твоей веры и, нашедши ее достаточною, живою, твердою, непостыдною, - приступай смело к престолу благодати, да приимешь милость и благодать обрящешь во благовременну помощь (Евр. 4, 16).

Как в вещественном мире Господь благотворит нам чрез солнце, освещая и согревая нас и землю со всем наполнением ее, чрез воздух, воду, растения, животных, - так и в духовном мире Господь, благотворя нам непосредственно, - просвещая умы и сердца наши, заступая, спасая, милуя и сохраняя Своею благодатью (впрочем, и тут чрез священнослужителей), благотворит нам больше посредством Своих слуг, Ангелов, называемых служебными духами, посредством святых Своих и в особенности чрез посредство высшей всякой твари, Пречистой Матери Своей, чрез патриархов, пророков, Апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных и всех святых. Эти святые существа - слуги Божии для нашего спасения. Не вси ли суть служебные духи, в служение посылаемы за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14)? Они светозарные, умные лучи вечного Солнца правды - Бога. - Как же нам не призывать в помощь и в предстательство о себе эти благие существа, от Самого Господа получившие благодать - служить нашему спасению? Как остаться без должного благоговения и признательности к ним? - Собразно ли это с законами даже человеческого общежития и приличия?

Лютеране говорят: "К чему нам просить молитв святых за себя? Мы просим Самого Бога", - и сами себя опровергают: ибо зачем они просят пастора молиться за себя? Молились бы без пастора, если всякий имеет одинаковый доступ к Богу и нет нужды в освященных молитвенниках за нас. - Какая слепота! - Говорят: молясь святым, мы идолопоклонствуем. Неправда. Ни одного святого мы не почитаем за Бога, ни одному святому не молимся как Богу, а только просим молитв его за себя; есть ли тут хоть тень идолопоклонства? - Как просим живых священнослужителей и молитвенников за нас пред Богом, чтоб они помолились о нас, так просим и небесных молитвенников, по любви своей к Богу имеющих великое дерзновение пред Ним; притом весьма многие из них и здесь, на земле, были молитвенниками и ходатаями пред Богом за мир; там, на небесах, эта деятельность их только продолжается, имеет б%льшие размеры и особенно сильна, ибо не воспящается тяжелою и косною плотью. - Все святые, хотя кончили земное поприще, но они живы: несть Бог мертвых, но живых: вси бо Тому живи суть (Лк. 20, 38).

Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою (Лк. 1, 28)! Так взывает Церковь ко Пресвятой Деве Богородице. Но Господь и со всякою верующею в Него благочестивою душою. Сопребывание Господа с Девою Мариею, до зачатия Ею Спасителя, не есть особенность, свойственная одной Пречистой Деве: Господь со всякою верующею душою. - Господь с тобою. Эти слова можно сказать всякому человеку, хранящему заповеди Господни. - И ко всем Господь близок: только люди сердцами своими далеки от Него, по мыслям своим, по намерениям и расположениям сердечным, по словам и делам своим, противным закону Божию. С вами есмь, говорит родившийся от Пресвятой Девы Господь наш, до скончания века (Мф. 28, 20), т.е. с каждым из нас во всякое время во все роды, во все времена, на всем земном пространстве, до скончания века.

Я в Боге, с Богом, пред Богом, под Богом. Он жизнь моя. Для телесной жизни Он разлил воздух, воду, произращает пищу, а для души моей - Сам везде Сый и вся исполняяй. Сам и воздух, и пища, и питие. - Постоянно я нахожусь, и хожу, и сижу, и сплю, и ем, и где бы я ни был - нахожусь всегда и на всяком месте в Боге. Первое - образ другого. - Для дыхания нужно держать раскрытыми уста и обоняние; для жизни по духу нужна молитва. - Для того чтобы молитва была искренна, всецело обняла душу, была сосредоточена, для этого нужно внимание к своему сердцу, собранность или устремление ума и сердца к единому Богу, отвержение от сердца всякой лжи, двоедушия, привязанности к земному.

Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно - во всю жизнь, это - тайный помысл его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь, хотя бы на одно мгновение. Надобно непрерывно утверждать его в Боге, от Которого оно постоянно мысленно отвращается, и великий успех в христианской жизни стяжал тот, кто может искренно воскликнуть с Анною, матерью Самуила: утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем (1 Цар. 2, 1).

Надобно помнить, что Бог есть Бог живой и оживляющий всех, что и Богородица жива, Ангелы и святые живы и что они слышат нас в Боге.

Духом Святым молящеся (Иуд. 1, 20). Дух Святой для души - воздух; Иисус Христос - пища животворящая, что впрочем нераздельно: и Дух и Сын; как воздух и пища одинаково необходимы и одно с другим нераздельны, так Дух Святой и Сын нераздельны Сами в Себе и в действиях Своих в нас; а Бог Отец, чрез Сына и Святого Духа, действует начально и благоволительно, как Их Начало и Вина.

Те, которые прикасались к одежде Спасителя, исцелялись. Почему употребляющие ныне святую воду с верою исцеляются? - Крест, погружаемый в воду с молитвою веры, есть как бы Сам Господь Животворящий. Как одежды Спасителя проникнуты были Его жизнью, так вода, в которую погружается Животворящий Крест, сама проникается жизнью; оттого она и целительна.

Нет ничего ближе к нам Бога. - Он Бог сердец, самых сердец, а сердце, в свою очередь, всего к нам ближе. Это весь человек, потаеный сердца человек (1 Пет. 3, 4), по Апостолу.

Я шел к утрени. Солнце было на востоке и отражалось в висящем на столбе фонаре. Отражение было так полно и ярко, что нельзя было смотреть на него, как на самое солнце. Я подумал: если вещественное, сотворенное солнце отражается с такою полнотою сияния в прозрачном стекле, то мысленное несозданное Солнце-Бог не отражается ли в чистом от греха (как темного начала) сердце человека, не отражается ли Он блистательно в святых Своих, ради соединения с Ним, ради их любви к Нему, очистившихся или очищающих себя здесь от всякия скверны плоти и духа, и творящих святыню в страсе Божии (2 Кор. 7, 1)? Да, велелепотно отражается Он в душах избранных Своих; и эти чистые души, эти образы Божии, как стекло прозрачные, блестят, как злато на солнце, как алмазы лучшей воды, но блестят для Бога и Ангелов, не выказывая своего блеска людям, впрочем по Божию устроению, сияя для них светом своей веры, своих добродетелей, как бы необходимо, подобно свече, поставленной на свещнице в комнате и освещающей комнату со всеми, которые в ней находятся (см. Мф. 5, 15). Еще: если сотворенное солнце отражается в фонаре, то не отражается ли то несозданное мысленное Солнце все - и притом существенно - в Пречистой Плоти и Крови Своей на алтаре Господнем действием Духа Животворящего? - Да, отражается все и со всем светом Своим и со всею любовью Своею, - так что ядый плоть Мою и пияй кровь Мою в Боге пребывает, и Бог в нем (Ин. 6, 56): Тело и Кровь бывает всецелый Христос.

В молитве - прошение - против гордой плоти нашей, все приписывающей себе; благодарение - против бесчувственности плоти нашей к бесчисленным благодеяниям Божиим; славословие - против плотского человека, ищущего славы только для себя.

Молитва - доказательство моей разумной личности, моей богообразности, залога моего будущего обожения и блаженства. Я из ничего создан, я ничто пред Богом, как ничего своего не имеющий; но я, по милости Его, есмь лице, имею разум, сердце, волю свободную и при своем разуме и свободе могу сердечным обращением к Нему постепенно увеличивать в себе Его бесконечное Царствие, постепенно, все больше и больше умножать в себе Его дарования, почерпать из Него, как из приснотекущего, неисчерпаемого Источника, всякое благо духовное и телесное, особенно духовное. Молитва внушает мне, что я образ Божий, что при смиренном и благодарном расположении своей души пред Богом, при своей свободной воле, я, бесконечно умножая духовные дары Божии, могу, таким образом, в бесконечность усовершаться и до бесконечности увеличивать мое богоподобие, мое небесное блаженство, к которому я предопределен! О! молитва есть знак моего великого достоинства, которым почтил меня Создатель. - Но она, в одно и то же время, напоминает мне о моем ничтожестве (из ничего я и ничего своего не имею - потому и прошу Бога о всем), как и о моем высочайшем достоинстве (я образ Божий, я обоженный, я могу другом Божиим назваться, как Авраам, отец верующих, только бы веровал я несомненно в бытие, благость и всемогущество Бога моего и уподоблялся Ему в сей жизни делами любви и милосердия).

Всегдашняя теплая молитва приводит нас к самому искреннему и твердому убеждению в бессмертии нашей души и в блаженстве того невещественного века: ибо все наслаждения молитвы человек почерпает от Бога Духа; всю силу заимствует от Него, равно как, по Его благодати, от Матери Божией (Она избавляет от бед души наши, покоит, радует, оживляет), от Ангелов и святых.

Не весте ли яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16)? Воздвигий Христа от мертвых оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас (Рим. 8, 11). Будьте внимательны и благоговейте, братия, к живущему присно в вас Духу Святому и помните, что тайна и чудо воскресения вашего из мертвых совершится тем же Духом, Который ныне живет в вас, по благодати и дару Христа, ради крещения водою и Духом, ради покаяния и особенно причащения животворящих Таин Его.

Бог есть Истина: и молитва моя должна быть истинна, как и жизнь; Бог есть Свет: и молитва моя должна быть приносима во свете ума и сердца; Бог есть Огнь: и моя молитва, как и жизнь, должна быть пламенна; Бог всесвободен: и моя молитва должна быть свободным излиянием сердца. Какое богатство духа человеческого: только помысли он сердечно о Боге, только пожелай сердечного соединения с Богом, и Он сейчас с тобою: и ни стены дома, никакие заклепы темниц, ни горы, ни пропасти не воспрепятствуют этому соединению. Бог сейчас с тобою, так и Ангелы и святые: с Богом они все пред твоими глазами, у твоего сердца, как самые близкие друзья, как присные тебе. О, богатство духа человеческого!

Дух так прост, что проходит сквозь всякое существо духовное и вещественное, сквозь всех разумных духов и сквозь все неразумные души, небесные тела, землю и все ее органические и неорганические тела, нимало ими не ограничиваясь, будучи всегда выше их и оживляя их, как Дух Божий, или проходит удобно всякое вещество, не оживляя его, как горы, камни, стены зданий, так, как бы вовсе не было никакого вещества. Бог есть так, как бы вовсе не было никакого ни духовного, ни материального существа: и потому-то я могу всегда сказать, что я всегда с Богом, или есть только как бы один Бог да я. Со мною еси (Пс. 22, 4), говорит псалмопевец. Аз есмь с тобою (Деян. 18, 10), говорит Господь Апостолу Павлу.

Стоя и молясь усердно на молитве, или сидя, или лежа, или ходя, и вдруг иногда посещаемые Духом Божиим и слыша глас Его, мы замечаем, что Он проникает в душу не чрез рот, и не чрез нос, не чрез уши (хотя чрез слово и дыхание и подавал Духа Спаситель и хотя вера от слуха) (Рим. 10, 17), а прямо сквозь тело - в сердце, как Господь прошел сквозь стены дома к Апостолам по воскресении, и действует вдруг, как электричество и быстрее всякого электрического тока: и тогда тебе делается необыкновенно легко, потому что вдруг разрешается твое бремя греховное, посещает тебя дух сокрушения о грехах, умиления, мира, радости. Смотри, как Ангел является в запертой темнице ночью для освобождения Петра: двери заперты, стражи стоят у дверей; но вот Ангел вдруг предстал, и во мгновение свет воссиял в храмине (Деян. 5, 19). Так Дух Божий посещает мгновенно храмину души нашей - тело, и свет возсиявает в ней.

Как святые слышат нас? Слышат, как едино с нами во Святом Духе - да и тии в нас едино будут (Ин. 17, 21), как члены единой Церкви Божией, возглавляемой единым Христом и одушевляемой единым Духом Божиим. - Святые зрят и слышат нас в Духе Святом так, как мы телесными глазами и ушами видим и слышим посредством света и воздуха; но наше телесное зрение и слух далеко не совершенны в сравнении с зрением и слухом духовным: на далеком расстоянии мы не видим весьма многих предметов, не слышим весьма многих звуков. Духовное зрение и духовный слух совершенны: от них не ускользают ни одно движение сердца, ни одна мысль, ни одно слово, намерение, желание, потому что Дух Божий, - в Коем пребывают, видят и слышат нас святые, - всесовершен, всеведущ, все видит и слышит, потому что вездесущ.

Сила молитвы, например, отворять и затворять небо, прелагать огонь в росу. Чья молитва особенно сильна? Молитва Божией Матери (святыми Твоими и всесильными мольбами) и святых на небе; на земле - молитвы священников, как Самим Богом поставленных у самого Его Престола - для молитвы о себе и людях - (о наших гресех и о людских невежествиих (Евр. 9, 7)), молитвы преподобных, отшельников (точию лице его прииму (Иов. 42, 8)). Леность на молитву христиан, - оттого скудость веры, надежды и любви: грехи и беззакония, беды душевные и телесные.

Иерей Божий! верь от всего сердца, верь всегда в благодать, данную тебе от Бога молиться за людей Божиих: да не будет вотще в тебе этот великий дар Божий, которым ты можешь спасти многие души; скоро слышит Владыка твою сердечную молитву о людях и удобно преклоняется на милость к людям, как на молитву Моисея, Аарона, Самуила, Апостолов. Искупай всякий молитвенный случай - в церкви, когда совершаешь богослужение или Таинство, в домах при совершении Таинств, молитвословий и молебнов, везде и во всякое время помни о спасении людей Божиих, и стяжешь великую себе благодать Божию.

Что ты каждое мгновение живешь Животворящею Троицей, - в этом будь всегда так же убежден, как и в том, что ты освещаешься чувственным светом, питаешься пищею и питием и дышишь воздухом - тремя сими, во едино для тебя соединяющимися.

Вещество мира яко ничтоже (см. Пс. 38, 6); везде и во всем Дух Божий, Животворящий, превысший всего. Когда молишься Богу, представь, что вещество как бы не существует и все твари яко не сущие и что один только Бог всюду Сущий и Единый, Коему нет места, Который все Собою наполняет, объемлет, зиждет и хранит. Если и ты будешь беспристрастен к вещественному и будешь упражняться в посте и молитве, то и в тебе дух как бы поглотит плоть, и ты будешь духовен и будешь везде созерцать в природе Духа Бога, - тогда как, напротив, пристрастные к земному, особенно к пище, к питью, к деньгам, суть телесни, духа не имуще (Иуд. 1, 19) и во всем видят только плоть, не созерцая духа и даже отвергая духовную сторону в предметах.

Где строящееся вещество, там непременно предположить надо и Строителя его, потому что вещество, само по себе не имеющее никакого смысла и силы, не может само организоваться, расти и приносить плоды: очевидно, каждое мгновение в жизни им правит бесконечный Ум, всесильная Рука.

Как солнце вещественное отражается всем своим кругом и сиянием в бесчисленных прозрачных предметах на земле, так Солнце духовное - Бог благоволит отобразить Себя в бесчисленных существах на небе и на земле, - там в Ангелах, а здесь в людях; и как свет, даже вещественного солнца, не стесняется плотными, хотя прозрачными телами, но проходя сквозь оные беспрепятственно, сияет и в запертых со всех сторон от внешнего воздуха покоях дома или прозрачных предметах, обращенных к нему, так свет духовного Солнца не стесняется для духовных существ никакими вещественными преградами, ни стенами дома, ни мрачными стенами и сводами темниц, ни громадами гор, в пещерах коих скрываются рабы Божии, ни пропастями земными; всюду Он проникает и везде сияет, во всякой душе, способной принять в себя сияние небесной истины. (Павел и Сила молятся в темнице, поя Богу, и Господь внимает их молитве (Деян. 16, 25, 26)).

Когда мы молимся, тогда уши Господа в молитву нашу: Он так же тогда, да и вообще всегда, близок к нам, как икона, пред которой стоим, даже гораздо ближе: Он у самого нашего сердца. Присутствие Его при нас ясно, как видимая икона, и потому икона, действительно, есть наглядное представление того, как близок к нам Господь, как Он смотрит и слышит нас. - А святые Божии в Духе Святом так близки к нам, как близок к нам Дух Святой, везде сый и вся исполняяй, - Егоже (Христа) храм мы есмы (1 Кор. 6, 19), и в Духе Святом они видят и слышат нас так, как мы видим и слышим людей, говорящих с нами. - Ведь Дух же Святой посредствует и в видении и слушании обыкновенном.

Вы видели, что на иконах святых пишется вверху Господь Иисус Христос с державою в руке и с благословляющею рукою. Это взято с самого дела. Господь всегда призирает с небес на подвизающихся ради Его на земле, деятельно помогает им, как всемогущий Царь, в борьбе со врагами спасения, благословляет подвижников своих миром и радостию о Дусе Святе (Рим. 14, 17) и дарует им, по совершении земных подвигов, венец жизни. - Итак, христиане, укрепляйтесь все в вере и надежде, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса (Евр. 12, 2), Который всегда призирает на вас, на все ваши действия с высоты небесной, как Он взирал на первомученика Стефана, открывши для него небо и славу Свою (Деян. 7, 55-56), как взирал на Савла, впоследствии Павла, а также показал ему Себя в небесах, осиявши его светом Своим и огласивши его Своим гласом.

Цель нашей жизни - соединение с Богом: в этой жизни - в вере, надежде и любви, а в будущей - в любви всесовершенной. Но посмотрите, как враг и мы сами искажаем здесь эту цель. Мы соединяемся сердцем с разными предметами, по различию наших страстных привязанностей. Иногда - о, ужас! - наша любовь обращается к сребру, к пище, питию, одежде, дому, убранству, к подобным нам людям - до забвения Бога. Иногда мы гордимся, завидуем, ненавидим, лжем - и тогда мы соединяемся прямо с самим диаволом, который есть олицетворенная злоба, ложь, гордость, зависть, - и как мы оскорбляем своего Владыку, Который сотворил нас по образу Своему и по подобию, как не искажаем мы этого богописанного и с Самого Бога писанного образа! Но мы слишком мало об этом думаем, слишком несведущи в том, что касается существенного для нас дела - соединения с Богом!

Кто знает постоянство и злобность над собою врагов бесплотных, тот не станет много унывать, хотя и всячески они повергают сердце его в уныние; тот не станет и раздражаться на все, зная, что они (враги) всячески побуждают к раздражительности, всячески побуждают злобиться, завидовать, прилепляться к деньгам и вещественным стяжаниям. Только - необходимое условие - надо быть внимательным к себе, ибо враг нередко прикрывается нашим самолюбием и как бы ратует за наше благополучие, сам же положительно губит нас. - Надежда христианская! Сколь многие лишены тебя чрез козни невидимых врагов! Сколь многие впадают в отчаяние и лишают себя жизни! Вспомним добровольных удавленников, утопленников и иным образом налагающих на себя руки, затем пьяниц и проч.

Господь сказал слово обетования, и исполнится слово Его: речет, и не пребудет ли? - Господь указывает на законы природы, на постоянство и твердость их, как на доказательство верности Своих обещаний.

Вы ощутили в теле своем во время молитвы или при чтении слова Божия и других книг священного содержания (а иногда и светских - благонамеренного содержания, где, например, описывается какой-либо случай, представляющий действие Промысла Божия над людьми), или в благочестивых разговорах - глас хлада тонка, так что по телу вашему как будто пробежит электричество. Это Господь посещает вас. Глас хлада тонка - и тамо Господь (3 Цар. 19, 12).

Когда молишься Владычице или святому какому-либо, вообрази твердо, что ты член Церкви, в которой Владычица - главный камень здания, Начальница мысленнаго наздания (акафист Пресвятой Богородице, икос 10), и знай, что ты тесно связан внутренне со всеми небожителями, как камень здания, хотя и мягкий и нетвердый. Так понимая себя, поймешь, почему молитвы столь легко доходят к святым: ибо все мы под одним Главою Христом (см. Еф. 1, 22) и все одушевлены одним Духом Божиим.

Господь - причина и постоянная поддержка (держава) моей органической телесной жизни, чрез действие легких, желудка, сердца, жил, мускулов, и духовно-органической жизни духа - чрез ум и мышление, чрез озарение сердца светом Своим.

Чудно могущество веры! - живая мысль о Боге, сердечная вера в Него - и Он со мною; сердечное покаяние во грехах с верою в Него, и Он со мною; добрая мысль, и Он со мною; благочестивое чувство, и Он со мною. Но диавол входит в меня чрез помыслы скверные, лукавые, хульные - сомнения, страха, гордости, раздражительности, злобы, скупости, зависти; значит, и его власть надо мною совершенно от меня зависит: только будь я внимателен к себе, да содержи непрестанно в уме имя Господа Иисуса Христа с верою и любовью, и он бессилен сделать мне какой-либо вред.

Старайся все делать напротив того, чего хочет враг бесплотный. Он побуждает тебя к гордости, к самохвальству и осуждению брата, - ты смирись до земли и пепла и осуждай как можно строже себя самого, а брата восхвали в сердце. Если брат твой, по действию врага, обходится гордо и злобно, ты обходись с ним смиренно и с любовью. Если враг побуждает тебя к скупости, будь щедр с доброхотством. Так поступай во всех подобных случаях, и заслужишь великую благодать Божию и сам собственными сердечными очами увидишь ее. - Нет у тебя внутренней силы поступать так, враг силен, говоришь ты: проси же в молитве Всесильного на всякое время и на всякий час, и Он поможет тебе.

По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною пред св. иконою, например Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, - так что, если вера твоя в присутствие лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут. Пример - чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь и проч., потому именно все они смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможного для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека? - Также чудесно Он может сделать это с живописным образом. Вся возможна верующему (Мк. 9, 23), и к верующему чудесно сходит Вышний. - Соединяется же Он с знамением Креста Животворящего и чудодействует.

Что такое человек, как не образ Божий, художнически вделанный в землю, потому что тело человеческое - земля? Не дивись же, что в вещественных образах является Бог и даже говорит устами образа, ибо вся возможна суть у Бога (Мк. 10, 27). Когда нужно было, Он чрез ослицу проговорил человеческим голосом (Числ. 22, 28).

Так живописен и точен, говорят иногда о каком-либо портрете, что только не говорит; если человек так умеет искусством своим оживлять холстину, или доску, или бумагу, - то что же невозможно для Бога? - Почему не вдохнуть Ему и жизни в образ, почему не дать ему способности проговорить, если Ему это угодно? - Только не говорит; - ты все сделал, художник, дай же докончить Господу, и Он заставит образ говорить.

Есть мир духовный; есть общение душ, удаленных расстоянием, и людей умерших, видят и слышат они нас, и вот очевидное доказательство: одна женщина, которой муж был болен и лежал в комнате - в шестистах верстах от нее, и потом умер, - в один вечер видела, какие у него посетители, что он делал: слышала, какие слова он говорил. Не так ли видят нас святые? не так ли слышат они наши молитвы?

Видя лица других, я вижу свое лицо, ибо все мы как один, сотворены Богом, от одного человека, от одной крови, и все равно по образу Божию, - и потому на всех должно смотреть чисто, неблазненно, не враждебно, не лукаво, не корыстно, а с чистою Божией любовью. - Также видя на иконах лики святых человеков, лик Божией Матери и Самого Богочеловека Господа Иисуса Христа, я вижу в Них себя, ибо и они человеки, а Иисус Христос, Бог наш, во всего меня облекся чрез воплощение и вочеловечение, почтив человечество безмерною честью, изгнав смрад греховный из верующих и крестившихся в Него и облагоухав их святынею Духа Святого, вселяющегося в них чрез веру и крещение и причащение Его Божественных Тела и Крови. Итак, виждь в других себя, да и другие видят в тебе себя, люби всех, как себя; - также виждь во Христе, в Его Пречистой Матери и в ликах святых себя и человечество и присвояйся Богу и святым чрез подражание их святыне, - да и они увидят в тебе себя, насколько ты уподобишься Богу и им, по добродетели, - и узнают в тебе своего члена, когда ты предстанешь на Суд всемирный, и возьмут тебя к себе, как своего.

Следует радоваться тому, что мне приходится очень часто носить в уме и в сердце и произносить устами имя Божие, имя Владычицы Богородицы, св. Ангелов и св. угодников Божиих, как всех по имени в продолжение года, так и особливых, упоминаемых в ежедневных молитвах церковных или при водосвятных молебнах. Ибо воспоминаемое искренно, от сердца, имя Божие освящает нас, оживляет и утешает, также и имя Божией Матери, всесильной Ходатаицы; и святые, наши ходатаи пред Богом, молятся за нас, когда мы их призываем в молитве, и светят нам своими добродетелями многоразлично. Хорошо иметь союз с Богом и небожителями.

Молитвою мы отмаливаем грехи свои. - Весь долг он (оный) отпустих тебе, понеже умолил Мя еси (Мф. 18, 32). Опыт говорит то же.

Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Это осязательно, и опыт подтверждает это. Преблажен, преисполнен жизнию тот человек, который с верою причащается Святых Таин, с сердечным раскаянием во грехах. - Эта истина осязательна, ясна еще из противного. Когда без искреннего раскаяния во грехах и с сомнением приступаешь к Св. Чаше, тогда входит в тебя сатана и пребывает в тебе, убивая твою душу, и это бывает чрезвычайно ощутительно.

"У Бога, - говорит пословица, - все близко". Точно все близко: все твари духовные и чувственные, Ангелы, души усопших, все живые люди, все животные, все миры вещественные. - Дух Божий сквозь все проходит, дух разумичный, чистый, тончайший, и живет в каждой верующей, благочестивой душе. - Красота сельная со Мною есть (Пс. 49, 11), говорит Он. - Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Как для бесконечного Духа, для Бога нет ничего отдаленного, но все пред Ним, как на ладони. Весь Он везде и все в Нем. Все Им живет и существует.

Бог и сотворенные духи и души усопших людей, как и живых, суть существа мысленные, а мысль быстра и некоторым образом вездесуща. - Помысли от всего сердца о них, и они присущи тебе, - Бог всегда и необходимо, а другие - по дару и власти Божией. Помянух Бога, и возвеселихся (Пс. 76, 4). Почему? Потому что Он с тобою и в тебе.

Когда сердце наше покрывается мраком сатанинским, мраком страстей, тогда оно отрицает Бога, хотя бы следовало, как и должно, отрицать свет самого сердца; оно помрачилось, потому смежило духовные очи свои, не видит Бога, а не то, что Бога нет. Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1). Воистину безумен.

С именем Иисуса Христа, или с искренней мыслью об Иисусе Христе, соединена великая сила, прогоняющая страсти и успокаивающая сердце. Перенеси это и на имена св. Ангелов и св. Божиих человеков, начиная с Божией Матери, до святых и праведных и Христа ради юродивых. - Только искренно призови их имена, и, по благодати Божией, помогут и они тебе.

Иконы Спасителя во всяком доме православном изображают Его вездеприсутствие, Его владычество на всяком месте, а образа святых - соприсутствие или близость к нам святых, по благодати Божией, как членов единого тела Церкви, соединенных под единым Главою Христом.

Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17, 21). Вот почему надо молиться святым: они в Боге, и Бог в них, и вот почему они слышат нас, т.е. от того, что они в вездесущем Боге. Свят еси, Боже, и во святых почиваеши (возглас)!

Ради одной веры нашей сдвигаются горы сердечные, т.е. высоты и тяжести греха. Когда христиане снимут в покаянии бремя грехов, то иногда говорят: "Слава Богу, свалилась с плеч гора!"

В молитве необходимо искреннее искание исправления.

Как чрез электрический телеграф мы быстро сообщаемся с отдаленными от нас лицами, так чрез живую веру, как чрез какой-либо телеграф, мы быстро сообщаемся с Богом, с Ангелами и святыми. Как вполне мы полагаемся на быстроту электрического тока и его доходчивость, так совершенно должны полагаться на быстроту и доходчивость молитвы веры. - Пусти по телеграфу веры прошение свое к Богу или святым, и немедленно получишь ответ. Просты ответные показания телеграфа, но опытные читают их; просты и действия на сердце Бога духов и всякой плоти и святых, но опытный понимает их.

О изумительное доказательство вездеприсутствия Божия! Например, тебя уязвило, положим, сребро: ты прилепился к нему хоть на минуту сердцем, и болит сердце; но лишь ты скажешь Богу от всего сердца: Ты мое единственное Сокровище, Ты мое сребро и злато, и пища и одежда, - и сейчас тебе будет легко.

Есть много таких молящихся, которые оказываются всуе чтущими Бога. Есть и такие ленивые и лукавые богомольцы, которые, почуяв в сердце и в голове своей прилив скверных и лукавых мыслей, - бросают тотчас молитву и бегут из церкви или от домашней иконы.

Если хочешь молиться животворною молитвою, утверди прежде всего сердце твое в Господе, вознеси рог свой в Бозе своем (Ирм. 8 гл. п. 3; 1 Цар. 2, 1).

С тех пор как согрешил первый человек, люди до того омрачены грехом в самом средоточии своего существа (в сердце), что не имеют весьма часто сознания и чувства вездеприсутствия Божия и думают, что четыре стены и потолок закрывают их от Того, Кто все наполняет, Кто зрит и того, кто таится в сокровенном месте. Аще утаится кто в сокровенных, Аз не узрю ли его? Еда небо и землю не Аз наполняю (Иер. 23, 24)? Наг есмь и скрыхся (Быт. 3, 10)! Ан нет!

Душа моя в Боге, как рыба в воде или птица в воздухе, со всех сторон, во всякое время окружена Им; Им живет, Им движется, в Нем покоится, в Нем имеет простор свой.

Мысль моя, светлая или мрачная; помыслы, осуждающие или оправдывающие (см. Рим. 2, 15); сердце мое, покойное и радостное, или скорбное и стесненное; организация тела моего, организация миров и земли, нами обитаемой, со всем, что на ней и около нее, говорят неумолчно о непрестанном присутствии во мне и со мною и повсюду Творца моего и вашего. Да бежит от меня всегда далече темная и глупая мысль, что покинул меня Бог мой, что Он не всегда со мною.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10


Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library