Послания Иосифа Волоцкого Василию III

Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955
Список источников


Публикуемые ниже «Послания Иосифа Волоцкого Василию III» характеризуют завершающий этап борьбы воинствующих церковников с ересью конца XV—нач. XVI в. Они были написаны уже после разгрома московского кружка еретиков и после собора 1504 г. В них проявляется отчетливая тенденция Иосифа Волоцкого к союзу с великокняжеской властью. Волоцкий игумен в обоих «Посланиях» отстаивает идеи теократического происхождения самодержавия. Произведения интересны также как источники крупнейшего сочинения Иосифа Санина «Просветителя». «Второе послание на еретики», хотя и не публиковалось, но было известно в литературе (см. о нем у Хрущова и др.); об «Отрывке из послания великому князю» в литературе сведений не было.

I.

«Отрывок из послания великому князю» находится в сборнике произведений архиепископа новгородского Феодосия, составленном около 1543 г.,[1] а также в копии с этого сборника, составленной учеником Феодосия Ефимием Турковым.[2] Этот отрывок идет без какого-либо заголовка непосредственно после «Послания Иосифа к Нифонту».[3] После отрывка следует летописчик Иосифа в краткой редакции.[4] Собственно говоря, частично это послание волоцкого игумена было уже опубликовано, хотя исовсем в другом контексте: оно составляло вводную часть послания архиепископа Феодосия Ивану Грозному о корчмах. В этом послании «Отрывок» помещен без каких-либо существенных изменений[5] с начала до слов «от треволнения душевнаго и телеснаго». Вторая половина «отрывка из послания великому князю» входит в состав 16-го «слова» «Просветителя» (начиная со слов «подобает же ти, благочестивый царю», и до конца «Отрывка»). Хотя «Отрывок» не имеет ни заглавия, ни указания на адресат, следует предположить, что он принадлежит перу Иосифа Санина. Полагаем, что его автором не мог быть Феодосии. В его послании «Отрывок» носит характер вставки (он не имеет непосредственной связи с основным текстом произведения Феодосия, которое посвящено новгородским корчмам). В послании Феодосия отсутствует вторая часть «Отрывка», тесно связанная с его началом (развивается также мысль о назначении царя). Поэтому публикуемый «Отрывок» не может быть простой выпиской из послания Феодосия о корчмах. Не являлся он извлечением и из другого самостоятельного произведения Феодосия (в противном случае новгородский архиепископ не преминул бы поместить это свое произведение полностью в одном из своих сборников). Зато чувствуется несомненная связь «Отрывка» с сочинениями Иосифа Санина. Мы указали уже на близость второй части «Отрывка» к 16-му «слову» «Просветителя». Все разночтения между «Отрывком» и 16-м «словом» можно свести к следующему:



16-е «слово» «Просветителя»:

1. ...Сего ради подобает царем же и князем...

2. ... от треволнения спасати ду-шевнаго и телеснаго. Солнцу убо свое дело есть, еже светити сущих на земли; царю же свое есть, еже пещися о всех сущих, иже под ним скипетр...

3. ... Царь... хранит от всякаго вреда душевнаго и телеснаго, яко да божию волю сотворше, приимите от бога со бесплотными силами присносущее ра-дование, якоже сам обещал вы есть: да идеже аз буду, ту и слуга мой, и воцаритеся.

«Отрывок из послания к великому князю»:

... Подобает же ти, благочестивый царю...

... от треволнениа спасати душевнаго и телеснаго; и душевное бо есть треволнение еретическое учение, телесное ж есть треволнение — татьба и разбойничество, хищение и неправда, и обиды и прочаа злаа дела, иже убо телесне врежают, а не душевне. Ты же убо о дръжавной царю, и скыпетр. ..

... Царь... хранит, яко да божию волю сътворив, приимеши от бога присносушное радование и воцаришися...



Близость обоих текстов могла бы произойти вследствие заимствования «Отрывка» из «Просветителя», т. е. тогда вопрос о принадлежности его Феодосию не снимается, ибо новгородский архиепископ мог сделать выписку из сочинений Иосифа Санина. Но если текст «Просветителя» является извлечением из этого отрывка, то последний написан при жизни Иосифа Санина, т. е. задолго до начала деятельности Феодосия. Основное отличие обоих текстов в их направленности: 16-е «слово» «Просветителя» обращено к царям вообще, а «Отрывок» адресован непосредственно к какому-то царю (ср. разночтение 1). Местами 16-е «слово» дает более расширенный текст (ср. разночтение 3), что весьма типично для произведений Иосифа Санина, который часто дополняет свои ранние произведения при использовании их в более поздних сочинениях (напр. «Послание о соблюдении соборного приговора» и 15-е «слово» «Просветителя»). Наиболее характерно разночтение 2, которое показывает, что дополнение 16-го «слова» о власти царя, сравнение ее со светом солнца, связано с началом «Отрывка», отсутствующим в самом 16-м «слове» («Солнцу свое дело светити лучам всю тварь, царю же добрыадетели, еже миловати нищаа и обидныа»). Из этого пересказа первой части «Отрывка из послания великому князю» ясно, что 16-е «слово» написано позднее его, т. е. «Отрывок» никак не мог принадлежать Феодосию. Дополнения в «Отрывке» о «злых» и «добрых» делах перекликаются с аналогичными замечаниями Иосифа в 7-м «слове» «Просветителя» (в нем говорится о скверных страстях и грехах царя, но при этом неверие и хула сопоставляются с такими страстями, как неправда, лукавство, гордость и т. д.). «Отрывок из послания к великому князю», следовательно, написан Иосифом Саниным и был позднее использован Феодосией, который в своих произведениях довольно часто пользуется посланиями старших современников (Иосифа, Макария и др.).

Трудно сказать, когда был составлен найденный нами «Отрывок». Совершенно очевидно, что он не мог появиться ранее, чем в 1507 г. (в произведениях Иосифа, написанных до перехода монастыря под патронат великого князя, дается совершенно иная оценка великокняжеской власти). «Отрывок» не мог быть написан позднее 1511 г., когда было составлено 16-е «слово» «Просветителя».[6] Скорее всего составление «Отрывка» следует отнести к 1507 г., когда монастырь перешел под патронат великого князя. Известно, что по этому поводу Иосиф специально обратился с посланием к великому князю Василию Ивановичу.

Мы можем несколько расширить текст «Отрывка» и убедиться в правильности нашего предположения о его авторе, если сравним послание Феодосия о корчмах с «Посланием Иосифа к Нифонту».



«Послание к Нифонту»:

... И ныне, господине, о том стати накрепко некому, опроче тебя, государя нашего: ...

... Глава бо еси всем и на тебе вси зрим...

... Ныне же, богоутвержденный владыко, о сих тебе пишу, не яко уча и наказуя твое остроумие и богоданную премудрость (ни бо лепо есть нам забыти своея меры и таковая дерзати), но яко ученик учителю, яко раб государю вспоминаю тебе и молю, яко да наказуеши и учиши...

Послание Феодосия[7]:

... Кроме тобя, государя, того душевнаго вреду и треволнениа внешняго уставити некому...

О сих тобе пишу, богоутверженный владыко, не яко уча и наказуя твое остроумие и благородную премудрость (не бо лепо нам забыти своея меры и на таковыя дерзати), но яко ученик учителю, яко раб государю, въспоминаю тебе и молю ныне без престани: занеже тобе, государю...



Первая часть послания Феодосия (до слова «занеже») отсутствует в найденном нами «Отрывке». Эта часть почти дословно встречается в «Послании Иосифа к Нифонту». Но совершенно очевидно, что Феодосий использовал для своего послания не это письмо Иосифа, а первоначальную редакцию «Отрывка из послания Иосифа к великому князю», в котором было начало, сохранившееся теперь только в произведении новгородского архиепископа. Предположение о том, что Феодосии для вводной части своего небольшого послания сделал выписки из двух различных произведений Иосифа Санина, мало правдоподобно.[8] «Послание к Нифонту» Иосиф использовал не только в «Отрывке», а также и в других своих произведениях (например, во Втором послании «на еретики» к великому князю). Во Втором послании «на еретики» чувствуется влияние «Отрывка из послания Иосифа к великому князю» (ср., напр., характеристику власти государя, термин «боговенчанный владыко», сходный с термином «богоутвержденный владыко»). Термин., «богоутвержденный владыко» появился в результате механического переноса части «Послания», адресованного Нифонту, в «Послание» к великому князю (слово «владыко» было, по преимуществу, обращением к духовным лицам).

II.

Второе послание Иосифа великому князю «на еретики» является одним из наиболее популярных произведений Волоцкого игумена. В нем сжато и четко формулируются все теоретические воззрения его на власть московского государя. Оно, так же как и «Отрывок из послания Иосифа к великому князю», тесно связано с 16-м «словом» «Просветителя».[9] Приведем общие места в этих произведениях.



16 е «слово»:

... Такоже и державный великий князь Иван Васильевич, егда повеле святителем проклинати еретики, иже ныне явльвшиися и по проклятии которых повеле в темницу сажати, и сии зле живот свой скончаша и никого же от православных не прельстиша. Овии же начата каятися, державный же ят веру покаянию их и даст им ослабу, — и те многа неизреченна зла сотвориша и многи от православных християн в жидовьство отведоша и тщатся со-творити тако же, яко же древний ере-тицы, иже погубиша многия страны и царства, великая.

Второе послание «на еретики»:

... Подобно ж тому бысть и в нашей земли Русстей. Самодержец и государь всея Русскыя земли князь вели кый Иван Васильевич, отец твой по проклятии еретиков Захара черньца и Дениса попа повеле в темницу вовлещи, и сии зле живот свой скончаша и никого же от православных не прельстиша. А которые, государь, почали каятись, и отец твой, государь, их покаянию поверил, и дал им ослабу, — и те много неизреченна зла сотвориша и многих православных в жидовство отведоша.



После этого в 16-м «слове» «Просветителя» подробно рассказывается о том, как еретики «погубили» армянское, ефиопское и римское царства. Во Втором послании великому князю «на еретики» об этом говорилось лишь в сокращенной форме. Далее снова идет общее место в обоих памятниках.



16-е «слово»:

... Во многая же лета великое царство римьское и вси царства и страны, иже под римским царством, отступиша от соборныя и апостольский церкви и от православный християн-ския веры.

Тако же и великая Русская земля, иже пятьсот лет пребысть в православ-ней вере християнстей, егда враг чело-веческаго спасения диявол приведе скверныя и помраченныя еврея в Великий Новъгород. И преже убо малых и жидовьство отведоша, потом же множество несведомо.

Второе послание «на еретики»:

... Во многа жа лета вся царства отступиша от соборныя и апостольския церкви и от православный христиан ския веры.

... Тако же и Русская великая земля, иже пятьсот лет пребысть в православной вере християнстей, егда ж враг человеческаго спасения диявол приведе скверные еврея в Великий Новгород, отселе за четыре десят лет. Преже убо малых в жидовство отведоша, потом же множество несведомо по всей Русстей земли.



Рассказ Второго послания «на еретики» написан около 1510—1511 г.[10] С полной достоверностью трудно сказать, какое из двух цитированных произведений появилось первоначально. В других случаях послания Иосифа служили основой для текста «Просветителя». Автор для составления 16-го «слова» «Просветителя» использует ряд своих произведений: «Отрывок из послания к великому князю», «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.».[11] Поэтому мы склоняемся к тому, чтобы признать рассказ, заключающийся в 16-м «слове» «Просветителя», пространным изложением темы Второго послания «на еретики». Мы уже указывали на аналогичный факт: текст 15-го «слова» «Просветителя» появился в результате дополнений «Послания о соблюдении соборного приговора 1504 г.». Если это наше предположение о происхождении 16-го «слова» «Просветителя» верно, то это произведение не могло появиться ранее 1510/1511 г. (время составления Второго послания «на еретики»). За наше предположение о соотношении Второго послания «на еретики» и 16-го «слова «Просветителя» говорит и еще один факт: это послание вообще использовалось Иосифом для составления своих позднейших произведений. Так, например, значительные отрывки из него он поместил в послание к В. А. Челяднину:



Второе послание «на еретики»:

... Темных онех и скверных нов-городцких еретиков и отступников и жидовская мудрствующих до конца низложил еси с богохульными их предании, православную же и истинную и непорочную християнскую веру, по-колебавшююся и изнемогшюю от еретических и жидовских учений, паки утвердил еси...

... И того ради непоколебимо и неправратно соблюдет и сохранит выш-няго десница богом поставленое твое царство, самодержавный царю и владыка. .. да пребывает во веки и во век века во вся дни живота твоего и преступит в рол и род небесному царь-ствию сподобить.

В значительной степени использовал Иосиф Санин свое Второе послание «на еретики» в письме 1512 г. к Юрию Ивановичу (ДАИ, т. I, № 216)

Послание к В. А. Челяднину:

... Преже сего он же, государь, онех скверных новгородскых еретиков и отступников иже жидовская мудър ствующих до конца низложил, православную и истинную и непорочную христианскую веру, поколебившуюся и изнемогшую от еретических учений, оутвердил. Того ради непоколебимо и непревратно соблюдет и съхранит вышнего десница богом поставленное его царство и преступит в род и род небесному царствию сподобит.



Второе послание «на еретики»:

... Господарю великому князю Василью Ивановичю всея Руси грешный чернец Иосиф, нищей твой, со священники и з братиею вси соборне со слезами челом бием.

… Бога ради, господарь, и пре-чистыа богородицы, пожалуй, и по-пецыся и промысли о божественых церквах и о православной вере хре-стьянстей и о нас, нищих своих и убогих, занеж, государь, от вышнея бо-жия десница поставлен еси самодержец и государь всея Руси. Глаголет бо господь бог пророком: «Аз воздвигох тя с правдою, царя, и приях тя за руку и укрепих тя». Сего ради слышите, царие и князи, и разумейте, яко от бога дана бысть держава вам. Вас бо бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес, посади, милость и живот положи у вас. Вам же подобает, нриемши от вышняго повеления правленья человеческаго рода православным государем, царем и князем, не токмо о своих пещися и своего точью жития правити, но и все обла-даемое от треволнения спасти и соблюдати, стадо его от волков невредимо.

Послание Юрию Ивановичу:

Государю князю Юрью Ивановичю грешный чернец Иосиф, нищий твой, челом бию

Бога ради, государь, и пречистые богородицы, пожалуй, попецися и промысли о православном хрестьянстве, о своем отьчествии.

Тебе бо, государю, от господа бога дана бысть дрьжава и сила от вышнего. Тебе бо господь бог избра в себе место, постави на твоем отечестве, милость и живот положи у тебе. Тебе же, православному государю, приемшему от вышняго повёлениа правленье своего отечествиа не токмо о своих пешися и своего тояию жития правити, но и все обладаемре от треволнениа спасти и съблюдати и от нужа и скорби и бед избавляти.



Очень интересно решить вопрос, кого разумеет Иосиф под еретиками в своем Втором послании к Василию III. В более ранних произведениях Иосиф прямо указывает имена тех лиц, которых он подозревает в ереси (митрополит Зосима, архимандрит Кассиан и др.). В этом же послании говорится о еретиках вообще, без указания на какое-либо конкретное лицо Иосиф не применяет к ним даже излюбленного определения «жидовствующих». Так называемая «ересь жидовствующих» в 1504 г. была разгромлена, поэтому едва ли в своем произведении Иосиф разумеет этих новгородских еретиков и их последователей. Основное острие Второго послания направлено против доверия еретикам и «ослабы» в их преследовании. Нам известно, что в это время при великокняжеском дворе пользовался большим влиянием глава нестяжателей Вассиан Косой. Старцы-нестяжатели в своих произведениях призывали к терпимому отношению к еретикам. Не имея возможности открыто осуждать Вас сиана, Иосиф выступает против еретиков вообще, недвусмысленно намекая на их главу. Иосиф, несомненно, считал нестяжателей еретиками (об этом свидетельствуют последние четыре «слова» «Просветителя», озаглавленные «На новгородские еретики», хотя в них автор выступает против учения «заволжских старцев»).[12] Характерно, что Иосиф использовал Второе послание «на еретики» в 16-м «слове» «Просветителя» и в письме к Челяднину, т. е. в произведениях, посвященных спору с Вассианом Косым. В свою очередь Вассиан Косой также считал Иосифа еретиком, сравнивал его с Новатом.

Второе послание Иосифа «на еретики», которое является сжатым изложением его политической доктрины, в XVI в. приобрело особенную популярность. Макарий (московский митрополит) значительные выдержки поместил из него в речь, которая читалась при венчании царей на престол.

«Отрывок из послания великому князю» мы публикуем по списку ГИМ, Синод. № 791; 4°; сер. XVI в.; лл. 18 об. — 21 (С); дополнение но посланию Феодосия ДАИ, т. I, № 41 (Б).

Второе послание «на еретики» публикуем по списку ГПБ, Q.XVII.64; 4°; сер. XVI в.; лл. 202 об.—204.

Примечания

[1] ГИМ, Синод. № 791, лл. 19 об. — 22. Сб. в четверку на 186 листах. Ср. приписку «Яз, смиреный архиепископ Феодосие Великого Новаграда и Пъскова, руку свою приложил лета 7051-го февраля в 22 день» (л. 1). Об этом сборнике см.: М. Н. Тихомиров. Летописные памятники б. Синодального (Патриаршего) собрания. Историч. зап. 1942, № 13, стр. 283.
[2] ГПБ, Q.XVII. 50, лл. 21 об.—23, В одном из сборников XVII в. отрывок помещен после 2-го «Послания» Иосифа великому князю «на еретики» (ГИМ, Щук. № 468, лл. 17—19 об.).
[3] ГПБ, Q.XVII. 50, лл. 21 об.—23.
[4] «Послание к Нифонту» помещено на лл. 12—19 об. Синод. № 791 и обрывается словами «святого духа словом и у (ставом)» (см. выше, стр. 420). После этого идут две строчки чистые, а далее «Отрывок из послания к великому князю» (лл. 19 об—22).
[5] Ср.: ДАИ, т. 1, № 41. Послание Феодосия датируется 1547 годом (в декабре этого года в Новгороде были ликвидированы корчмы). В «Послании Феодосия» отсутствует только пояснение из «Отрывка», идущее после слов: «Корабль всемирныя жизни», — «сиречь всеблагаго царствия своего», и заменен ряд слов. Так, например, вместо слова «неправды» стоит слово «смущенна», вместо «нищете» — «нужи», вместо «просветившеся» — «присно просветившеся» и, наконец, вместо «неподвижно» стоит «непобедимо».
[6] О датировке 16-го «слова» см. ниже, стр. 516
[7] ДАИ, т. I, № 41.
[8] М. Дьяконов считал, что Феодосии повторял слова Иосифа из «Послания» его к Нифонту (М. Дьяконов. Власть московских государей, СПб., 1889, стр. 131).
[9] Ср.: И. Панов. О ереси жидовствующих. ЖМНП, 1877, № 3, стр. 18.
[10] Послание написано через 40 лет после 1470/1471 г. Ср.: И. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868, стр. 244.
[11] Об этом см. выше, стр., 504.
[12] См. об этом: Н. Попов, Иосифово сказание о ереси жидовствующих. Изв. ОРЯС, 1913, т. XVIII, кн. 1, стр 187.

I.

1 [О сих тобе пишу, богоутверженный владыко, не яко уча и наказуя твое остроумие и благородную премудрость — не бо лепо нам забыта своея меры и на таковыя дерзати, но яко ученик учителю, яко раб государю, въспомйнаю тебе и молю ныне безпрестани].1

... [3]анеже, государь, по подобию небесныа власти дал ти есть небесный царь скипетр земнаго царствиа силы да человекы научиши правду хранити, и еже на ны бесовское отженеши желание. Яко ж кормъчию бдит всегда, тако и царьски многоочиты твой ум съдръжит твердо добраго закона правило, иссушаа крепко безакониа потокы да корабль все мирныа жизни, сиречь всеблагаго царствиа твоего не погрязнет волнами неправды. Отвръзи, государь, царьскиа своа уши, в нищете стражю щему, да обрящеши божий слух себе отверзен и божиими присно просветившеся зарями и богодарованнаа твоа слава царскаа и бесконечные веки славится и забвение имущих выше устроает. Яко же страшное и всевидящее око небеснаго царя всех человек сердца зрит и помышление все, такоже и царское твое остроумие болшу имат всех силу изрядне управити благое свое царствие, и страшен будеши сана ради и власти царскиа и запретиши не на злобу обращатися, но на благочестие. Солнцу свое дело светити лучами всю тварь, царю 2 же добрыадетели еже миловати нищаа и обидныа: Светлейши же того благоверный царь: солнце заходит приатием нощи, сей же не попущает восхищен быти злым, но светом истинным обличает тайная неправды. Елико силою всех превышьше еси, толма и делы подобает ти светити. Того ради и от бога похвален будеши 3 и от добросмышлених прославен и с венцем непобедимаго твоего царствия имеа венець, еже на нищих милость,— риза есть не обетшающиа, милостыня одежда нетленно деание, яко ж к нищим любы хотящему благоверно царствовати, таковыми одеании душу украсити, небеснаго царствиа сподобити, благочестивое ваше царство милостынями огражено и молитвами усыновлено непобедимо бывает вражиими оружии.

Подобает же ти, благочествый царю, всяко тщаниа и о благочестии имети и сущих под тобою от треволнениа спасати, душевна и телесная: и душевное бо есть треволнение еретичьское учение, телесное ж есть треволнение татба и разбойничество, хищение, и неправда, и обиды, и прочаа злаа дела, иже убо телесне врежают, а не душевне.

Ты ж убо о дръжавный царю, и скыпетр царствиа приим от бога, блюди, како угодиши давшему ти то не токмо бо о себе ответ даси ко господу, но еже и инии зло творят, ты слово отдаси богу, волю дав им. Царь убо естеством подобен есть всем человеком, а властию же подобен есть вышняму богу. Но якож бог хощет всех спасти, також и царь все подручное ему да хранит, яко да божию волю сътворив, приимеши от бога присносущное радование и воцаришася с ним во векы, радуйся.

Примечания

1-1 Так Б; С нет

2 С царя.

3 С бодеши

II. Послание старца Иосифа к великому князю Василию на еретики

Господарю великому князю Василью Ивановичю всея Руси грешный чернец Иосиф, нищей твой, со священники и з братиею вси соборне со слезами челом бием.

Бога ради, господарь, и пречистыа богородицы, пожалуй, и попецыся, и промысли о божественых церквах и о православной вере хрестьянстей и о нас, нищих своих и убогих, занежа, государь, от вышнея божия десница поставлен еси самодержец и государь всея Руси. Глаголет бо господь бог пророком: аз воздвигох тя с правдою, царя, и приях тя за руку и укрепих тя. Сего ради слышите, царие и князи, и разумейте, яко от бога дана бысть держава вам. Вас бо бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес, посади, милость и живот положи у вас. Вам же подобает, приемши от вышняго повеления правленья человеческаго рода, православным государем, царем и князем, не токмо о своих пещися и своего точью жития правити, но и все обладаемое от треволнения спасти и соблюдати стадо его от волков невредимо; и боятися серпа небесного, и не давати воля злотворящим человеком, иже душю с телом погубляю щим скверныя, глаголю, и злочестивыя еретики.

Нам же лепо по царскому твоему остроумию и богопреданней мудрости воспоминати яко государю и яко владыце. Ты же, о, боговенчанный владыка, яко же преже перевновал еси благочестивому и равноапостольному великому царю Констянтину, яко же он христианский род в своем царствии из рова преисподнего возведе, темнаго оного и богопротивного и втораго Июду, Ария, глаголю, до конца низложи.

Подобно же тому и ты сътворил еси з боговенчанным самодержцем и государем всея Руси с своим отцем с великим князем Иваном Васильевичем всея Руси. Темных онех и скверных новогородцких еретиков и отступников и жидовская мудрствующих до конца низложил еси с богохульными их предании, православную же и истинную и непорочную християнскую веру поколебавшююся и изнемогшюю от еретических и жидовских учений паки утвердил еси и всех верующих в святую и живо творящюю1 троицю серца возвеселил еси. И якож исперва чистая и непорочная християнская вера по апостольских и богоутверженых преданиих2 во всех наших церквах боголепно и благообразно цветет и про поведуетца.

Да ныне аще ты, государь, не подщишися и не подвигнешися о сих, не утолиши скверных еретик, темное их еретическое учение, — ино, государь, погибнути всему православному християнству от еретических учений, яко ж и прежа много царства погибоша сим образом: ефиопское великое царство, и арменское, и римское, иже много лета пребыша в православной вере християнстей, тако погибоша. Прихожаху бо преже немнози еретицы втай царствия и прелыщаху преже нищая человеки и убо гия, потом же и благородныя, потом же прияша учение их и великия власти. Во многа жа лета вся царства отступиша от соборныя и апостольския церкви и от православныя християнския веры.

Тако же и Руская великая земля, иже пятьсот лет пребысть в православной вере християнстей, егда ж враг человеческаго спасения диявол приведе скверныа еврея в Великий Новгород отселе за четыредесят лет. Преже убо малых в жидовство отведоша, потом жа множество несведомо по всей Рустей земли. И аще не бы ты, государь, показал ревность о православной вере християнстей и любовь к господу богу и пречистой богородици и ненависть к еретиком и казнь на иже жидовская мудроствующих, было бы уже безчисленое множество православных християн в жидовской вере. Аще ли же и ныне, государь, не потщишись, бога ради и пречистыя богородица, как, государь, в первом обыску все ты, государь, обыскал и управил, тако и ныне тебе, государю, подобает о сем попещйсь, — глава бо еси всем. Покажи ревность благочестия твоего, да видят вси царие славу православного царствия твоего. Придет бо ти от сего свет вечный и невечерний в тебе восияет, аще подобно сотвориши первым православным благочестивым царем. Оне убо на всех соборех не точию епископы и священники еретики бывшая, но и потриярси и митрополиты на проклятии в темницы метаху, и сии никого от православных не прельстиша. А их же вероваху покоянию,3 сии многа зла сотвориша и многая в ереси отведоша. Занеже, государь, инем нечим тое беды утолити.

Подобно ж тому бысть и в нашей земли Русстей. Самодержец и государь всея Русскыя земля князь великий Иван Васильевич, отец твой, по проклятии еретиков Захара черньца и Дениса попа повеле в тем ницу воврещи. И сии зле живот свой скончаша и никого же от право: славных не прельстиша. А которые, государь, почали каятись, и отец твоя, государь, их покаянию поверил и дал им ослабу, и те много неизреченна зла сотвориша и многих православных христьян в жидовство отведоша. Ино, государь, никому невозможно тое беды утолити, разве тобя, государя и самодержца всея Руския земля. И того ради непоколебимо и непревратно соблюдет и сохранит вышняго десница богом поставленое твое царство, самодержавный царю и владыка. И с твоею благочестивою и великою княинею и мирна да будет и многолетна твоя держава и победительна со всеми повинующимись тебе христолюбивыми воинствы и с прочими людьми. Да пребывает во веки и во век века по вся дни живота твоего и препустит в род и род небесному царьствию сподобить.

Примечания

1 Ркп живовотворящюю

2 Ркп праданиих.

3 Внизу листа сноска и даяхоу им свобожение.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU