Вигилий, папа Римский. Декретальное послание об утверждении V Вселенского Собора
Возлюбленному брату Евтихию Вигилий
Никто не находится в неведении о тех соблазнах, которые враг рода человеческого возбудил во всем мире, до такой степени, что каждого, имеющего намерение ниспровергнуть Церковь Божию, и старающегося таким образом выполнить его желание, он подтолкнул уклониться в различные мнения, высказываемые как устно, так и письменно, причем не только от своего имени, но и от нашего и от имени других, так что нас самих вместе с братьями и соепископами нашими, пребывающими в царственном городе и с равным почтением защищающими четыре Собора и искренне пребывающими в одной и той же вере этих четырех Соборов, старался разделить ухищрениями словесных хитросплетений, так что мы, которые были и пребываем единомышленными с ними в одной вере, презрев братскую любовь, уклонились в несогласие. Но так как Христос Бог наш есть истинный свет, который тьма объять не может, Он, удалив всякое смятение из наших душ, призвал к миру вселенную и Церковь, и то, что должно быть определено нами, при откровении Господа и исследовании истины, спасительно исполнено. Поэтому пусть знает ваше вселенское братство, что мы полностью принимаем четыре Собора, то есть Никейский, Константинопольский, первый Эфесский и Халкидонский, и вместе с братьями нашими их благочестиво почитаем и единодушно сохраняем. А тех, кто не следует этим святым Соборам во всем, что определено ими о святой вере, считаем чуждыми собранию святой Католической Церкви. Поэтому, желая, чтобы вы, брат, знали о том, что нами сделано, сообщаем вам этим посланием. Так как ни для кого не тайна, какое было волнение из-за трех глав, то есть Феодора, бывшего епископа Мопсуэстского, и его сочинений, а также из-за сочинений Феодорита и послания, которое, как говорят, было написано Ивой к Мару Персу, и как различно об этих трех главах говорилось и писалось. Поэтому, если во всяком деле принцип мудрости требует, чтобы исследуемое было пересмотрено и не должно послужить ко стыду, когда опущенное вначале, а потом желанием истины найденное, объявляется публично, то сколь более в церковных рассуждениях следует соблюдать этот принцип! Особенно, когда известно, что Отцы наши, и прежде всего, учитель римского красноречия, блаженнейший Августин, просиявший в божественных писаниях, пересматривали собственные сочинения, исправляя сказанное ими, и добавляя опущенное и найденное впоследствие. Подобным образом и мы, побуждаемые такими примерами, в рассуждении о трех упомянутых главах никогда не переставали исследовать, что более истинно о них может быть найдено в сочинениях наших Отцов. Из этого стало действительно очевидно, что в так называемых проповедях Феодора Мопсуэстского, которые повсюду порицаются, содержится противоречащее правой вере и учению святых Отцов, поэтому и сами Святые Отцы, писавшие против него, оставили свои сочинения для научения святой Церкви. Ибо между прочими его богохульствами мы находим, что он явно сказал, что иной есть Бог Слово, а иной Христос, терзаемый страстями души и пожеланиями плоти, который мало помалу, восходя от худшего, через совершение добрых дел дошел до лучшего, сделавшись безупречным. И как простой человек Он был крещен во имя От-ца, и Сына, и Святого Духа, через крещение получил благодать Святого Духа и удостоился усыновления. И почитается Христос по подобию почитания изображения императора, то есть словно образ Бога Слова. А стал Он неизменяемым в мыслях и совершенно безгрешным после Воскресения. Кроме того, Феодор Мопсуэстский говорил, что соединение Бога Слова со Христом совершилось такое, о каком сказал апостол по отношению к мужу и жене: "два будут одна плоть" (I Кор. 6, 16), и что после Воскресения, когда Господь дунул на учеников и сказал: "примите Духа Святого" (Ин. 20, 22), не дал им Духа Святого. Подобным образом он дерзнул также сказать, что исповедание Фомы, когда тот осязал руки и ребра Господа после Воскресения, сказав: "Господь "ой и Бог мой" (Ин. 20, 28), относится не ко Христу (ибо Феодор говорит, что Христос не есть Бог), но что Фома, изумленный чу-№м воскресения, прославил Бога, сказав эти слова. А что еще (уже, в толковании, которое тот же Феодор написал на "Деяния Апостолов", он уподобил Христа Платону, Манихею, Эпикуру и Маркиону, говоря, что как каждый из них от созданного ими учения назвал своих учеников платониками, манихеями, эпикурейцами и маркионитами, таким же образом и Христос, создав учение, назвал от него христиан.
Итак, в связи с вышеизложенным пусть знает вся Католическая Церковь, что мы справедливо и безукоризненно пришли к тому, что заключается в этом нашем постановлении. Поэтому осуждаем и анафематствуем вместе со всеми другими еретиками, которые осуждены и анафематствованы (как известно) вышеназванными четырьмя святыми Соборами и Католическою Церковью, и Феодора, бывшего епископа Мопсуэтского, и нечестивые его сочинения, равно как и то, что написано Феодоритом против правой веры и против двенадцати глав святого Кирилла, и против первого Эфесского Собора, и то, что написано им в защиту Феодора и Нестория. Кроме того анафематствуем и осуждаем послание к еретику Мару Персу, которое, как говорят, написано Ивою, в котором отвергается, что Христос Слово, воплотившись от святой Богородицы и Приснодевы Марии, сделался человеком, а утверждается, что от нее родился простой человек, которого называют храмом, так что из этого дается понять, что иной Бог Слово, а иной Христос. На святого же Кирилла, учителя и проповедника правой веры послание это клевещет, как на еретика, писавшего подобно Аполлинарию, и упрекает первый Эфесский Собор, будто он без суда и следствия осудил Нестория, оно же называет двенадцать глав св. Кирилла нечестивыми и противоречащими правой вере, а защищает Феодора и Нестория и нечестивые их учения и сочинения. Итак, вышеназванные нечестивые три главы мы анафематствуем и осуждаем, то есть нечестивого Феодора Мопсуэстского вместе с нечестивыми его сочинениями, и все, что нечестиво написал Феодорит, и послание, которое, как говорят, написано Ивою и в котором содержатся названные выше нечестивые хулы. И всякого, кто убежден, что эти три главы в какое-либо время должны быть приняты или защищаемы, или же кто будет стремиться когда-нибудь отменить настоящее осуждение, подвергаем такой же анафеме. А в отношении всех тех, кто, сохраняя правую веру, проповеданную вышеназванными Соборами, осудили или осуждают упомянутые три главы, что они братья и соиереи. Что же сделано было или мною, или другими, в защиту вышеназванных трех глав, то мы упраздняем определением настоящего документа. Пусть да не будет в Католической Церкви того, что кто-нибудь сказал, что все вышеперечисленные богохульства, или мыслящие подобное им и следующие им, были приняты вышеназванными четырьмя Соборами, или одним из них. Ибо совершенно известно, что упомянутыми Святыми Отцами, и, особенно, святым Халкидонским Собором никто о ком было какое-либо подозрение, не был принят, если не отверг вышеприведенные богохульства, или подобные им, или ересь в которой был заподозрен, или если не отрекся и не осудил богохульства в которых он подозревался.
Бог да сохранит тебя здравым, почтейнейший брат Дано за шесть дней до декабрьских ид, в двадцать седьмой год правления государя нашего Юстиниана, вечного августа, в двенадцатый год после консульства славнейшего мужа Василия.
В 17.00 в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Всенощное бдение с выносом Креста.
11 марта
В Неделю Крестопоклонную, в 9.00, в Храме Христа Спасителя Его Святейшество совершит Литургию св. Василия Великого и хиротонию архимандрита Маркелла во епископа Бельского.
15 марта
В 9.30 по случаю 90-летия обретения иконы Божией Матери, именуемой «Державная» Святейший Патриарх совершит Литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
17 марта
В 9.30, по случаю дня памяти св. благоверного князя Даниила Московского Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Троицком соборе Данилова монастыря.
19 марта
В день празднования иконе Божией Матери «Благодатное Небо», в 9.30, Святейший Патриарх совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Архангельском соборе Московского Кремля.
20 марта
В день празднования иконе Божией Матери «Споручница грешных» Его Святейшество совершит Литургию Преждеосвященных Даров в храме свт. Николая в Хамовниках.